Рынок и рыночная экономика

Protyazhno.ru

Дж. Б. Кларк и его учение об экономич. статике и эконом. динамике.

Джон Бейтс Кларк (1847-19З8) - профес. Колумбийск. ун-та, основоположн. америк. школы. Экон-ты этой школы пытались противопост-ть экономич. учению марксизма свои т-рии. В своих работах Кл. пытался сочетать вульгарн. т-рии своих предшествен-ов (Сэя, Бём-Баверка, Визера и др.), с тем, чтобы создать новую конц-цию для эффек-ой защиты капит-зма. Он уверял, что капиталистич. з-ны естественны, будут сущ-ть вечно, устанавл-т гармонич. соотнош-е классов в произв-ве и потребл-и. С этой целью он избрал своеобразн. м-од исслед-я, разделив экономич. науку на 3 раздела. 1-ый раздел был посвящен поискам “универсал. з-нов”, к-рые он вывел, исследуя изолирован. хоз-во и психол-ю потребит-ей: 1) з-н предельн. полезн-ти; 2) з-н специфич. производит-ти; 3) з-н убывающ. производит-ти. 2-ой раздел экономич. науки он отводил анализу экон-ки в статистич. состоянии, а 3-ий - был посвящен выяснению законов ее динамики. Итак, сторонники америк. школы ввесли новые моменты в методологию маржин-зма, причем наибол. влиятельным оказ-сь выдвинутое Кл. учение о статике и динамике. Под статикой понимал описание усл-ий, необх-ых и достаточных для установл-я равновесия рыночн. экон-ки. Для создания такого описания ему понадоб-сь след. предпосылки: отсут-ие технич. прогр-са и всяких перемещ-й труда и капитала м-ду сферами произв-ва, постоянство величин труда и капитала, использ-ых в этих сферах, фиксирован. хар-р потребностей в потребител-их товарах, полное господ-во свободн. конкур-ции. Т.о. Кл. утвержд., что эконом. статика изуч. общ-во, з-ны капиталистич. хоз-ва в неподвижн. состоянии, в к-ром исключ. любые измен-я. Основн. законами общ-ва считал статическ. з-ны. Предполаг-сь, что у эк-ки м. б. не одно, а неск-ко состояний равновесия, для к-рых харак-ны столь же неизменные, но иные объемы труда и капитала. Если хотя бы какая-то из перечислен. предпосылок не выполн-ся, то равновесие наруш-ся, эк-ка приходит в движ-е и приобрет. новое статическ. полож-е. Объясн-ем его причин д. б. стать динамика, к-рая трактов-сь им как резул-т воздей-я внешн. сил, а не внутрен. противоречий буржуазн. общ-ва. Учение о статике и динамике он перенес в политэкон. из теоретич. механики, причем как видно на 1-е место ставил проблему статики, изображал экономич. з-ны как “з-ны равновесия”. Проц-с разв-я он трактовал как переход от одного уровня равновесия к др., все измен-я считал только колич-ми. Но когда принципы статики и динамики, пригодн. для исследов-я механики абсолютно тверд. тела, начали использ-ся для изуч-я экономич. явлений, развив-щихся по иным з-нам, стали неизбежн. искаж-я действит-ти. У Кл. получ-сь, что в капиталистич. хоз-ве может сохран-ся и поддержив-ся состояние рыночн. равновесия, тогда как на самом деле равновесие, пропорционал-ть являются лишь моментами его в целом стихийн. разв-я, исключениями из общего правила неравновесия, диспропорционал-ти. Эти и иные расхожд-я с реальностью предопределили идеологич. кач-ва т-рии Кл.

Другие материалы

Оценка стоимости фирмы Цель финансового управления фирмой состоит в устойчивом увеличении экономического благосостояния ее владельцев или акционеров. Что же определяет это благосостояние? Многое. И не только экономическое. Мы будем исходить здесь из того, что пр ...

Экономическое учение Ж.Б. Сея Жан Батист Сэй (1767-1832) родился во французском городе Лионе в семье купца. Получив образование, достаточное по тем временам, чтобы продолжить семейные предпринимательские традиции, Ж.Б.Сэй решил заняться самообразованием, особенно ...