Рынок и рыночная экономика

Protyazhno.ru

Комментарий представителя МНС России

В рамках действующего законодательства российским организациям невозможно запретить работать с офшорами

Сергей Малышев, старший государственный налоговый инспектор МНС России

В налоговом законодательстве РФ нет специальных статей, регулирующих налогообложение доходов офшорных компаний. Однако отдельные статьи Налогового кодекса позволяют существенно ограничить возможности злоупотребления преимуществами, предоставляемыми офшорными территориями. Например, статья 40 НК РФ дает возможность налоговым органам контролировать соответствие цен по сделкам с офшорными компаниями рыночным. В случае несоответствия налоговые органы вправе доначислять суммы налогов, а также применять меры ответственности.

Вместе с тем отдельные положения российского налогового законодательства являются, на мой взгляд, излишне либеральными. Например, при определенных обстоятельствах офшорные компании могут не уплачивать налоги с доходов от реализации в России большинства ценных бумаг (ст. 309 НК РФ)6. Сегодня на территории офшорного иностранного государства указанные доходы также не подлежат налогообложению или облагаются по очень низким ставкам.

Безусловно, с точки зрения коммерческих структур использование офшорных территорий экономически оправданно, поскольку является инструментом снижения налогового бремени. Однако это наносит существенный урон экономической безопасности Российской Федерации. Я убежден, что возможность использования офшорных территорий необходимо ограничить как внутренним законодательством - путем введения ограничительных положений именно в отношении офшорных организаций, так и международным - например, посредством незаключения соглашений об избежании двойного налогообложения с офшорными территориями или нераспространения их положений на офшорные территории.

При налоговой проверке фирмам, работающим с офшорами, уделяется более пристальное внимание в отношении соблюдения ими российского налогового законодательства. Если такая фирма нарушает действующее законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, то к ней можно применить только ответственность, предусмотренную этим законодательством в отношении налогоплательщиков. Вместе с тем в рамках действующего налогового законодательства российским организациям невозможно запретить работать с офшорами.

Доказать, что офшорная компания является лишь звеном в налоговой цепочке, построенной для минимизации налогообложения, возможно, хотя и достаточно сложно. Как я уже сказал, оптимизация налогового бремени, осуществляемая в рамках российского налогового законодательства, не является нарушением или преступлением. Незаконное уклонение от уплаты налогов в России с привлечением офшорных компаний относится к области уголовного права, а не налогового, поэтому подобные случаи относятся к компетенции ФСНП России. Налоговые органы могут применить к налогоплательщику исключительно налоговые санкции, то есть предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Сноски

1 Подпункт 7 п. 1 ст. 150 главы 21 Налогового кодекса РФ; ст. 37 Закона РФ от 21.05.93 № 5003-1 "О таможенном тарифе".

2 См. статью "Бизнес под "удобным" флагом", "Русский Investor", 2002, № 11, с. 34. - Примеч. редакции.

3 Перечень государств, с которыми заключено такое соглашение, см. в статье "Налоговый учет процентов по займам, полученным от иностранных организаций", "Финансовый директор", 2002, № 6, с. 45. - Примеч. редакции.

4 Подробнее об этом см. статью "Налоговая реформа на Кипре - новые возможности для минимизации налогов?", "Финансовый директор", 2002, № 3 - Примеч. редакции.

5 Полностью "черные списки" ОЭСР и FATF приведены в статье "Как открыть личный счет за рубежом", "Финансовый директор", 2002, № 5 - Примеч. редакции.

6 До вступления в силу главы 25 НК РФ у иностранных организаций, не имеющих постоянного представительства в России, налогом на прибыль в нашей стране облагались доходы от продажи любых ценных бумаг. С 2002 года налог в России удерживался только с доходов от реализации акций российских фирм, 50% активов которых состоят из недвижимости, находящейся в России. - Примеч. редакции.

Другие материалы

Бухгалтерский учет как источник данных для принятия управленческих решений Читая баланс и другие отчетные формы, руководитель должен уметь замечать то, что может скрывать злоупотребления и растраты. Приведем случаи, которые научат вас находить подобные "следы" и ответы на семь вопросов, которые должен з ...

Управление инвестиционным проектом Социальная аптека Российская экономика, переживающая переходный период, претерпевает значительные изменения. Согласно классическому подходу, управление проектами понимается как управление изменениями. Отсюда следует, во-первых, актуальность управления ...