Рынок и рыночная экономика

Protyazhno.ru

Стиль союзных отношений

Такие характеристики отношений, как доверие и обязательства, позволяют союзу дожить до стадии извлечения прибыли и используются для прогнозирования эффективности отношений. Во временных союзах стиль развития этих характеристик и уровень, на котором они реализуются, часто иные, чем в традиционной модели. Список важнейших характеристик включает доверие, общие цели, нормы, взаимозависимость, социальные связи, обязательства и приемлемость результатов (суммарное описание представлено в таблице 4).

Доверие является предварительным условием формирования союза и не относится к числу характеристик, которые развиваются в ходе совместной деятельности; зачастую просто отсутствует время для развития этого качества. Отметим два важных момента.

Предполагается, что некое минимальное доверие существует до образования временного союза, потому что партнерам не отпущено время на постепенное установление доверия. Вопрос о доверии решает судьбу союза: либо оно есть, либо его нет (тогда и союза не будет). Таким образом, поведение партнера в прошлом является источником догадок о его поведении в будущем и о возможности ему доверять.

Доверие всегда привязано к контексту, оно ограничено направленностью временного союза и степенью вовлеченности компаний—партнеров. Поскольку многие временные союзы не являются эксклюзивными, доверие должно соответствовать этому контексту. В традиционных долгосрочных союзах доверие рассматривается как ключевая ценность союза, возникающая и развивающаяся в ходе взаимодействия партнеров.

Сходным образом обязательства, социальные связи и нормы больше зависят от контекста союзных отношений, чем от крепости социальных уз между партнерами. Зависимость — это функция цели, и компании заинтересованы в сотрудничестве до тех пор, пока считают, что союз нужен для достижения долговременных целей каждого партнера и общей цели союза в целом. Такая логика кажется явно оппортунистической, но возможности узкоэгоистического поведения ограничены тем, что велика вероятность повторной встречи партнеров в будущем; в долгосрочном же плане оппортунистическое поведение пагубно. «Просвещенный эгоизм» участников союза подчинен набору действующих в отрасли норм поведения в отношениях с другими компаниями. Наличие норм делает поведение предсказуемым. Некоторые исследования, напротив, показывают, что социальные нормы возникают и развиваются в ходе взаимодействия между партнерами. Временные союзы находятся во власти быстро меняющихся обстоятельств, а потому общие цели становятся частью «контракта». Существует мнение, что совместимость целей зависит от внешних обстоятельств, которые способны совершенно изменить отраслевые требования. Партнеры понимают, что лежащие вне их контроля внешние события, такие как технологические изменения или неожиданное появление новых конкурентов, могут сделать цели союза нереализуемыми, так что совместимость целей уйдет в прошлое и партнерам останется либо принять решение о роспуске союза, либо договориться о новом направлении действий. Быстрота реакции — это важное качество.

Таблица 4.

Сопоставление долгосрочных и временных союзов

Характеристика отношений

Долгосрочные союзы

Временные союзы

Переход на стадию создания прибыли

Осторожный и длительный

Быстрый

Ожидаемая длительность жизни

Большая

Короткая

Внешние (отраслевые) условия

Постепенные технологические изменения

Довольно предсказуемое развитие рынка и технологий, обострение конкуренции понуждает к снижению издержек и (или) увеличению прибыли

Быстрые технологические изменения

Крайняя нестабильность рынка и технологий

Важно быстро выйти с новой продукцией на рынок

Доверие

Развивается со временем

По прежнему опыту работы с этим партнером и (или) сообразуясь с его репутацией и (или) в соответствии с прагматической оценкой общих интересов

Общие цели

Критически важны, формулируются широко

Критически важны, ориентированы на проект или на ситуацию

Нормы

Поведение на основе взаимности; базируется на обоюдных интересах

Хорошими качествами считаются хозяйственность и стремление услужить, они способствуют продуктивности отношений

Взаимный «просвещенный эгоизм»; базируются на общем понимании того, что компании будут работать вместе до тех пор, пока в этом будет деловой смысл

Взаимозависимость

Значительная и устойчивая

Существует, но только в рамках стоящей перед союзом задачи

Социальные связи

Сильные и глубокие

Определенный уровень связей необходим

Широта связей ограничена узкими рамками проекта

Иногда связи существуют до образования союза

Обязательства

Значительные

Значительные, но в рамках проекта или в зависимости от ситуации  

Приемлемость результатов

Обычные показатели успеха корпорации: получение долговременных преимуществ по цене и (или) по качеству продукции и достижение некоего порогового уровня прибыльности/доли рынка

Менее материальные критерии успеха: участие в установлении отраслевых стандартов, продвижение в разработке технологии, получение стратегических перспектив на будущее, приобретение ноу—хау, подача сигналов партнерам/конкурентам/рынку  

Перейти на страницу: 1 2

Другие материалы

Списание основных средств в результате хищения В случае установления в организации факта хищения основного средства, согласно пункту 27 Положения №34н, в обязательном порядке должна быть проведена инвентаризация основных средств. Для проведения инвентаризации, а также для оформления ...

Институционализм инвестиционной привлекательности Проблема инвестиций - тема сегодня популярная. От понимания логики инвестиционных процессов зависит адекватность практических инвестиционных решений, принимаемых на различных этапах инвестиционного процесса. Один из самых важных и ответств ...