Рынок и рыночная экономика

Protyazhno.ru

Распределение общественного продукта в различных общественно-экономических формациях

Проанализируем распределение общественного продукта в базисных отношениях, характерных для различных типов общественно-экономических формаций, в порядке следования их от примитивных к более развитым.

1. Первобытные производственные отношения. Такими представляются отношения, не имеющие какого-либо устойчивого системного характера.

2. Произвол 1-го субъекта (у Маркса – азиатский способ производства). Условно будем называть такие отношения феодальными. Древняя природа этих отношений – желание отдельных людей беспредельно властвовать над другими и изымать у них результаты труда для своих целей и нужд (возможно и с благими намерениями). В таких отношениях 1-й субъект облагает 2-х субъектов (людей, поселения, организации) данью (M). Подданным приходится содержать средства производства и себя как рабочую силу (C+V) и работать на феодала. Но:

“Человек может работать с усердием только тогда, когда никто не помешает его труду и не отнимет у него плодов труда… Бережливым можешь быть только при уверенности, что бережешь для себя и своей семьи, а не для какого-нибудь хищника. Если этой уверенности нет, человек спешит поскорее растратить – хотя бы на водку – те скудные деньги, которые успеет приобрести… Кто говорит “бедность народа”, тот говорит “дурное управление”. Это – единственный источник народной бедности”.

Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ, “Суеверие и правила логики”, Соч., т. 1, “Мысль”, 1986, с. 734 – 763

Феодальные отношения угнетают производство и ведут к его деградации. А потому 1-му субъекту приходится вмешиваться в производство, постоянно его контролировать и заставлять людей работать. Развитие феодализма на своей основе ведет к установлению, по сути, рабовладельческих производственных отношений.

3. Рабовладельческие отношения. Общественный продукт (C+V+M) при системных рабовладельческих производственных отношениях производится активнее, чем при феодальных, но раб ничего не получает в собственность. Рабы не могут добросовестно работать на рабовладельца.

4. Капиталистические отношения. При этих отношениях 1-й субъект (капиталист) выделяет из произведенного продукта 2-ым субъектам (наемным работникам) заработную плату (V) в размере рыночной стоимости их рабочей силы. Присваивает капиталист средства производства и прибыль (C + M). Его работники относятся к средствам производства и продуктам своего труда как к чужим предметам.

5. Социалистические отношения. Социализм в коммунистической идеологии считается первым этапом таких общественных отношений, в которых уже устраняется эксплуатация человека, но собственность на средства производства (C) еще не имеет непосредственно общественного характера и принадлежит 1-му субъекту (которым представлялось почему-то только государство).

“Что при переходе к полному коммунистическому хозяйству нам придется в широких размерах применять в качестве промежуточного звена кооперативное производство, – в этом Маркс и я (пишет Ф. Энгельс – Е.Д.) никогда не сомневались. Но дело должно быть поставлено так, чтобы общество – следовательно (? – Е.Д.), на первое время государство – сохранило за собой собственность на средства производства”.

К. МАРКС, Ф. ЭНГЕЛЬС, Соч., т. 36, с. 361.

Исходя из нашего подхода, здесь важно отметить то, что при социалистических производственных отношениях произведенный продукт (W) должен бы распределяться на две политэкономические части (C и Q), а не на три.

6. Коммунистические отношения. Они очерчены в марксизме так:

“Наконец, представим себе… союз свободных людей, работающих общими средствами производства… Весь продукт труда союза свободных людей представляет собой общественный продукт. Часть этого продукта служит снова в качестве средств производства. Она остается общественной. Но другая часть потребляется в качестве жизненных средств членами союза. Поэтому она должна быть распределена между ними. Способ этого распределения будет изменяться соответственно характеру самого общественно-производственного организма и ступени исторического развития производителей”. Перейти на страницу: 1 2 3

Другие материалы

Классические модели стратегического анализа и планирования модель HOFERSCHENDEL Хофеp впеpвые пpедставил эту модель в своей pаботе Conceptual Construct for Formulating Corporate and Business Strategies (“Концептуальные идеи для фоpмулиpования коpпоpативной и бизнес-стpатегий”). Позднее он включил ее в pаботу, написан ...

Оценка имущества, полученного в качестве вклада в уставный капитал Внесение активов в качестве вклада в уставный капитал является одним из способов их поступления на вновь созданные организации, а также в том случае, когда организация увеличивает свой капитал. В том случае, если активы вносятся в счет ...