Рынок и рыночная экономика

Protyazhno.ru

Структура рынка наукоемкой продукции

В области фундаментальных исследований здравоохранение давно опережает все остальные бюджетные статьи, причем эти расходы более чем втрое превосходят затраты на исследование космоса, и это соотношение довольно стабильно. Отрыв медицины от обороны в фундаментальной области уже более чем 6-ти кратный и имеет тенденцию к росту. В других развитых странах государственная поддержка исследований в области здравоохранения также является быстрорастущей статьей. В Великобритании, Италии и Канаде она достигает 10 % научного бюджета.

Комплекс наук, непосредственно связанных со здравоохранением, - клиническая медицина, биомедицина и биология – представляет сейчас более половины мирового научного знания, если использовать такой показатель, как доля дисциплин в мировой научной периодике. В этих изданиях публикуются преимущественно результаты фундаментальных исследований, реализация которых произойдёт в основном в начале ХХI века.

Важнейшими структурами национальных инновационных систем являются корпорации предпринимательского сектора. Именно они, одновременно финансируя исследования и воплощая их результаты в реальные продукты и технологии, берут на себя экономическую ответственность за технический прогресс, на их долю приходится большая часть финансирования науки силами частного сектора.

Наибольшими показателями наукоемкости обладают компании, представляющие фармацевтическую промышленность, производство средств связи и услуги в этой области, программное обеспечение. По общему размеру научных расходов (последние данные за 1996 г.) мировыми лидерами являются американские корпорации - "Дженерал моторз" (9 млрд. долл.), "Форд" (7 млрд.), "ИБМ" (4 млрд. долл.). Каждая тратит на науку больше, чем вся Россия из государственного бюджета.

Крупные корпорации обеспечивают разработку, производство, рыночное освоение в национальных и глобальном масштабе целых направлений научно-технического прогресса. Так, "ИБМ", реализующая глобальную стратегию на двух сегментах рынка вычислительной техники - больших машин и персональных компьютеров, - в начале 90-х годов переживала серьезный кризис: сокращение объемов продаж, падение курса акций, закрытие заводов, увольнения. Правильно оценив новую обстановку, компания приложила много сил, чтобы удержать и укрепить свои позиции в борьбе с американскими, японскими и южнокорейскими конкурентами. Сначала, в 1994-1996 гг. "ИБМ" обеспечила "большим железом" таких крупных клиентов, как химический концерн "Дюпон", автомобильный "Мерседес-Бенц", торговая сеть "Сирз", авиакомпании "Ю.С.Вест" и "Индиан эрлайнз" и, наконец, - Олимпийские игры в Атланте. При этом пришлось потесниться таким конкурентам, как "Хьюлетт - Паккард", "Оракл", "Юнисиз", "Дигитал экуипмент", “ИКР”.

Позднее, изучив перспективы рынка персональных компьютеров, корпорация сделала акцент на нуждах мелких предпринимателей, на которых приходится около 45% рынка ПК. В январе 1999 г. она объявила о принципиальной новинке - первом настольном ПК с распознаванием речи. В технологиях распознавания речи нуждаются врачи, адвокаты, архитекторы и другие представители мелкого бизнеса в сфере интеллектуальных и деловых услуг. Стратегия завоевания рынка предполагает предоставление компьютеров в аренду за 50 долл. в месяц.

В условиях обострившейся глобальной конкуренции и роста стоимости исследований и разработок крупные корпорации избегают лобового противостояния. Стремясь к сотрудничеству, они заключают долгосрочные научно-технические соглашения друг с другом. Например, финансово- промышленные группы Южной Кореи (чеболи), уже широко известные своей электроникой, автомобилями и бытовой техникой, готовят экспансию на рынках товаров для здравоохранения. Для этого они скупают патенты и лицензии у ведущих американских и европейских производителей, устанавливают партнерские отношения с крупнейшими компаниями. Те, в свою очередь, видят в чеболях достойных партнеров, располагающих большими финансовыми ресурсами, быстро освоивших самые передовые технологии обрабатывающей промышленности и глобальный маркетинг своей продукции.

Показательны в этом отношении новейшие альянсы группы "ЛГ" в области фармацевтики. В мае 1997 г. "ЛГ кемикл" заключает соглашение с британской компанией "Смит Клайн Бичем" о совместной разработке и реализации нового антибиотика для респираторных и урологических инфекций. Затем было подписано соглашение с немецкой фармацевтической корпорацией "Мерк" (торговый оборот в 1996 г. около 4 млрд. долл.) о разработке, патентовании и реализации биофармацевтических препаратов, в том числе альфа- и бета-интерферона, гормонов роста и других лекарств. Объем мирового рынка указанных препаратов на 1996 г. оценивается суммой более 4 млрд. долл. С хорошими перспективами роста. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Другие материалы

Метрика эффективности Российский бизнес растет, вместе с масштабом увеличивается и сложность управления, перед компаниями встают все новые задачи. В этой ситуации топ–менеджерам важно не растратить время по пустякам, а сосредоточиться на ограниченном числе дейс ...

Оценка активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте Все организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, при учете активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, должны руководствоваться Положением по бухгалтерскому учету «Учет ...