Рынок и рыночная экономика

Protyazhno.ru

Объекты международной торговли технологиями

Еще один важный аспект мирового рынка технологий – инструкции к технике. Они в большинстве стран бывают только эксплуатационными, т.е. содержащие сведения необходимые только для эксплуатации оборудования, без описания технологического процесса в котором используется данное оборудование. В СССР данное правило никогда не применялось, в России ситуация такая же: примером может служить медицинский вибро - акустический прибор “Витафон” - в инструкции прилагаемой к которому подробно описан метод лечения различных заболеваний с его помощью; раскрываемый метод лечения – ноу-хау и его описание должно продаваться отдельно от прибора. Далее, в СССР и России инструкции даже к бытовой технике могут содержать техническое описание, чертежи и схемы, подробное описание неисправностей и т.п. Таким образом, раскрывается схемотехника и весь технологический потенциал прибора, являющиеся во всем мире коммерческим секретом фирмы производителя, поскольку эти данные раскрывают секреты производства и экономический потенциал фирмы, что дает преимущества конкурентам.

Понятие ноу-хау в СССР выкристаллизовывалось в течение 15 лет и еще 1,5 лет формулировалось. Были просмотрены определения принятые практически во всех странах мира (на 150 языках), и, без преувеличения, можно сказать, что российское определение ноу-хау самое полное и самое точное в мире. Огромная в этом заслуга принадлежит Э.Я. Волынец-Руссету являющемуся с 60-х годов ведущим специалистом страны в данной области.

Критерии ноу-хау:

1. ноу-хау – всегда научно-техническое достижение.

При этом его уровень не имеет значения. Это может быть изобретение без патента, не полученного с целью сохранения тайны и не разглашения направления поиска проводимого фирмой. За рубежом на предприятиях распространены собственные патентные библиотеки – картотеки: в них вносятся все патенты, заявки, отчеты с конференций и прочие данные которые удалось получить по интересующей тематике. Разработчик, пользуясь подобной картотекой, еще до разработки изделия может определить его новизну, технические решения конкурентов, срок выхода на рынок аналогичного изделия, уровень его юридической защиты. Поиск решений идет в направлении обхода существующих моментов с учетом коммерческой целесообразности и срока исполнения.

2. научно-технические достижения имеют техническую ценность.

Данные решения могут быть воспроизведены промышленным путем. Далеко не все технические решения в силу не состыковки с существующей производственной технологией пригодны для серийного повторения, отсюда производство на коленках в электронной промышленности и нереализуемые концепт - кары в автомобильной.

3. научно-технические достижения не защищены законодательством.

Предполагается только монополия секретности. Сам факт существования ноу-хау зачастую хранится в тайне.

4. носит секретный характер.

Ноу-хау известно ограниченному кругу лиц на предприятии и только в той части, знание которой необходимо для выполнения их служебных обязанностей. На начальном этапе переговоров заключается опционное соглашение в форме Соглашения о конфиденциальности, Договора о намерениях, Меморандума или Памятной записки. Суть сводится к тому, что продавец обязуется ознакомить покупателя с общим содержанием ноу-хау, а покупатель обязуется купить данное ноу-хау, в случае отказа от покупки обязуется не использовать полученные сведения, не разглашать их и не передавать третьим лицам. Иногда стороны идут на депонирование средств в счет продавца, переходящих ему при каких-либо нарушениях Соглашения. В данной ситуации опционное соглашение не может иметь в заглавии слова “соглашение”, поскольку по международной традиции соглашения не подразумевают операции по изменению прав собственности.

5. технические решения имеют коммерческую ценность.

Данный момент особенно выгодно использовать при переговорах: целое изделие дробится на блоки, блоки на узлы, узлы на части, из узлов или частей выделяют ноу-хау. Таким образом, удается получить плату за все ноу-хау содержащиеся в изделии. Такая тактика особа эффективна при торговле комплексным оборудованием, когда удается продать до сотен сопутствующих лицензий на ноу-хау.

6. для использования ноу-хау необходимо обладать определенными знаниями.

Обычно применяется понятие “существующий уровень техники”, описывающее знания, которыми обладает специалист в своей специальности, полученные из доступных не специалистам источников, т.е. за уровень техники принимается уровень открытых публикаций. Буквальное понимание данного подхода приводит к высоким затратам по освоению и применению полученных ноу-хау, что однозначно повышает уровень производства, но снижает коммерческую эффективность всей операции. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Другие материалы

Современные тенденции развития холдингов Бурно протекающие социально-экономические и политические процессы, сопровождающие интеграцию России в мировое экономическое сообщество, способствуют привнесению в нашу речь различных иноязычных слов и терминов: "холдинг", "л ...

Экономическое развитие России в конце XIX - начале XX века Особое внимание, которое привлекает к себе история России первых десятилетий ХХ века, вполне оправдано: это был драматический период, ставший поворотным пунктом в истории отечества, в судьбах отдельных людей, поколений, народа. Ис ...