Рынок и рыночная экономика

Protyazhno.ru

Участие российских предприятий в торговле лицензиями на начальном этапе либерализации экономики России

Так оказалось, что преобладающая часть российских предприятий и организаций, получивших право на предпринимательскую деятельность в различных отраслях производства, не располагали необходимой базой знаний и опыта, квалифицированными работниками, способными на профессиональном уровне решать весь комплекс проблем, связанных с международной и внутренней торговлей лицензиями. Поэтому на начальном этапе этого бизнеса при незначительных объёмах лицензионных операций все же было целесообразно пользоваться посредническими услугами специализированных внешнеторговых организаций и патентно-лицензионных служб. Поскольку в рамках проводимой в стране либерализации внешнеэкономической деятельности был отменён разрешительный порядок продажи и закупки лицензий в стране и соответственно ликвидированы занимавшиеся этими проблемами службы, на рынке труда в то время оказалось некоторое количество высококлассных специалистов, часть из которых, к сожалению, не смогли найти применение своему опыту. В тоже время вновь создаваемые посреднические организации в основном консалтинговые и центры международного сотрудничества – имели совсем не много представления о том, чем им предстоит заниматься.

Современное состояние и перспективы развития лицензионной торговли в Российской Федерации основано на новой правовой базе как для патентно-лицензионной деятельности в стране, так и международного сотрудничества, и, в целом, адекватной правовому законодательству в этой области в странах с рыночной экономикой, но не достаточно разработанной в части защиты интересов российских предприятий даже по сравнению с тем же Советским Союзом.

Введение в практику изобретательской и патентно-лицензионной деятельности понятия “патент” вместо ранее используемого авторского свидетельства означало, по существу, приватизацию объектов промышленной собственности, передачу исключительного права на их использование из рук государства патентообладателям, в роли которых выступают авторы, предприятия и организации различных форм собственности. В результате патентообладатели, являющиеся юридическими лицами в Российской Федерации, получили право на внешнеэкономическую деятельность, в том числе на продажу лицензий на собственные разработки зарубежным фирмам. Казалось, преимущества, предоставленные с 1992 г. патентообладателям Патентным законом РФ очевидны. К примеру, по старому патентному законодательству советский изобретатель всемирно известной игры "Тетрис" получил только служебную премию и несколько ценных подарков, Академия наук - 10 млн. долларов, посредник в переговорах по продаже игры - около 35 млн. долларов, а фирма NINTENDO заработала только на ручном варианте игры 2 млрд. долларов США. Действуй тогда новый Патентный закон - наш изобретатель обеспечил бы материально несколько своих поколений. Но на практике, если бы такая ситуация имело место сейчас – ему было бы очень не просто реализовать свои права.

В Патентном законе Российской Федерации нет упоминания о внутренней торговле лицензиями в стране. Однако в ст. 13 (п. I) закона говорится, что любое лицо, не являющееся патентообладателем, вправе использовать изобретение, полезную модель, промышленный образец, защищенные патентом, лишь с разрешения патентообладателя (на основе лицензионного договора). Иное использование указанных объектов промышленной собственности признаётся нарушением патента, и к виновным, в соответствие со ст. 14 закона, должны применяться санкции. Указанные положения об обязательном заключении лицензионных договоров на использование изобретений, полезных моделей и промышленных образцов распространяются на все деловые отношения патентообладателей с заинтересованными в этих разработках предпринимателями на территории России. Императивный характер этих норм означает, по существу, законодательное введение в Российской Федерации внутренней лицензионной торговли. Лицензионная форма коммерческого обмена охраняемыми объектами промышленной собственности в силу законов рынка непременно должна распространяться и на обмен не имеющими патентной защиты техническими разработками типа ноу-хау. Уже имеется немало примеров внутренних лицензионных договоров на ноу-хау, подписанных российскими предпринимателями. И к настоящему моменту к счастью уже практически забыт тот факт, что в СССР внутренняя торговля лицензиями была официально запрещена. Перейти на страницу: 1 2 3

Другие материалы

Страхование имущества предприятий Страхование – это одна из древнейших категорий общественных отношений. Оно зародилось в период разложения первобытнообщинного строя и стало непременным спутником общественного производства. Первоначальный смысл понятия связан со ...

Экономическое обоснование целесообразности создания малого предприятия акционерного типа Предприятие – это самостоятельно хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общих потребностей и получения прибыли. Его основанием является профессиональн ...