Рынок и рыночная экономика

Protyazhno.ru

Влияние рынка на цену.

Есть разные типы рынков: рынок чистой конкуренции, рынок монополистической конкуренции, олигопольный рынок. Ценовая политика продавца во многом зависит от типа рынка.

В условиях рынка чистой конкуренции, когда реализуется однородный за качеством товар (цемент определенной марки, пшеница определенного сорта), цена полностью зависит от соотношения спроса и предложения. Колебания в размере цен очень незначительно. Продавец не может маневрировать ценами (ни повышать, ни снижать). Специальная ценовая стратегия, в сущности, не нужна.

В условиях рынка монополистической конкуренции существует много вариантов цен на товары, которые удовлетворяют определенную потребность потребителя. Например, покупателю предлагается 400 видов зубной пасты. Здесь продавец может влиять на цены, а покупатель, имея широкий выбор товаров, готовый платить за товары разные цены. Для того чтобы понять такое поведение покупателя, надо выяснить сущность названия рынка "монополистическая конкуренция". В нашем примере речь идет о купле зубной пасты. Каждая зубная паста, хотя и удовлетворяет одну потребность (чистка зубьев), имеет определенные отличия. Безусловно, большое значение имеет то, какая фирма вырабатывает эту пасту. Тем не менее, важное значение имеют и лечебные свойства зубной пасты, некоторые компоненты, которые входят в ее состава и т.п. В большинстве случаев зубная паста имеет определенное название, которым пользуется только этот производитель. Некоторые виды зубной пасты пользуются значительным спросом через высокое качество, упроченные привычки, авторитет фирмы и т.п. Такая зубная паста для ее производителя есть монопольным товаром. Эта монополия переходит на рынок, который дает предпринимателю-монополисту возможность повышать цену на товар.

Не так давно на мировом рынке поднимался вопрос, кто имеет право пользоваться известными названиями "Шампанское", "Коньяк" и т.п. Речь шла о том, что такое право может принадлежать не всем производителям, а только производителям той страны, где началось изготовления этих напитков.

В условиях олигопольного рынка, когда существует небольшое количество продавцов, цена товара в основном зависит от действий конкурентов. Продавец должен четко реагировать на них. Возможности увеличения или уменьшения цен ограниченные.

И, в конце концов, в условиях рынка чистой монополии, где существует один продавец, цена регулируется монополистом. Однако на таком рынке на цену может влиять государственное регулирование.

Другие материалы

Эффективность производства в легкой промышленности в условиях рыночной экономики Цель данной курсовой работы – показать значение эффективности производства в легкой промышленности в условиях рыночной экономики. С тех пор, как Беларусь вступила на тропу рыночных отношений, многое в жизни претерпело и ...

Сравнительный анализ классических организационных структур управления промышленных предприятий Все мы в жизни ни раз сталкивались с таким явлением, как бюрократия. Много раз пытались с ним бороться, но безуспешно. Причина этого кроется в том, что мы плохо знаем, что это такое бюрократия и откуда она берется. А истоки этого явления м ...