Рынок и рыночная экономика

Protyazhno.ru

Представительства, филиалы иностранных юридических лиц

За рубежом рассмотренные выше предприятия с иностранными инвестициями в случае, если они созданы транснациональными корпорациями, обычно называются зарубежными филиалами (англ. foreign affiliates) материнских компаний. К филиалам помимо организационных форм с закреплением юридического статуса относятся и отделения, в российской терминологии соответствующие представительствам и филиалам иностранных юридических лиц. Напомним, что под иностранным юридическим лицом понимается лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством другого государства.

Отделение (англ. branch, division) хотя и регистрируется в зарубежной стране, но не имеет самостоятельного баланса, его баланс включается в состав баланса материнской компании. Отделение отвечает по обязательствам материнской компании (она также отвечает по обязательствам отделения), полностью (на 100%) принадлежит материнской компании и не является юридическим лицом. Отделения, организованные фирмами за рубежом, традиционно не включают в прямые (и вообще в зарубежные) инвестиции, хотя они владеют и управляют собственностью за рубежом.

С целью избежания терминологической путаницы в дальнейшем будем опираться на те названия организационных форм ведения международного бизнеса, которые закреплены в российских законодательных актах.

Под постоянным представительством иностранного юридического лица с точки зрения российского законодательства понимается филиал, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое место регулярного осуществления деятельности, связанное с представлением своих интересов или интересов других юридических лиц и осуществлением деятельности по извлечению дохода на территории соответствующей страны, а также любые организации и физические лица, уполномоченные иностранными юридическими лицами осуществлять представительские функции.

Следовательно, постоянное представительство – это регулярная деятельность иностранного юридического лица посредством своего обособленного подразделения на территории РФ, приводящая к возникновению объекта налогообложения прибыли (дохода). Термин “постоянное представительство” применяется для определения налогового статуса иностранного юридического лица и не имеет организационно-правового значения.

Главное достоинство рассматриваемой формы организации международного бизнеса заключается в том, что материнская компания может полностью контролировать деятельность представительства (филиала). Но эта форма сопряжена с достаточно большой степенью риска и обязательств, недостатком является и невозможность привлечь местных партнеров и их капиталы. Обычно ею пользуются на рынках с наивысшим потенциалом. Крупные транснациональные компании предпочитают, как правило, создавать в странах с бурно развивающимся рынком филиалы, находящиеся в их полной собственности.

Выделим наиболее характерные черты представительства (филиала):

Представительство (филиал) не является юридическим лицом, не имеет собственного самостоятельного баланса, устава и действует на основании Положения о представительстве (филиале), утвержденного компетентным органом материнской фирмы.

Представительство (филиал) не является резидентом страны базирования.

Представительство (филиал) не наделяется хозяйственной самостоятельностью, действует от имени и по поручению материнской компании.

Представительство (филиал) наделяется имуществом создавшей его фирмой. Имущество представительства (филиала) учитывается на отдельном балансе и включается в баланс всей фирмы.

Представительство (филиал) может открыть в банковском учреждении на территории соответствующей страны текущий счет, с которого осуществляются расчетно-платежные операции по его содержанию.

В обязанности заграничного производственного филиала может входить выпуск тех видов продукции, в которых заинтересована материнская компания, и реализация их на тех рынках, которые она определит. Филиал действует по инструкциям материнской фирмы и не имеет свободы действий на зарубежных рынках. Когда филиалу предоставляются полномочия на заключение сделок от имени материнской компании, он внешне выступает как обычный агент (т.е. от имени и за счет материнского общества). В обязанности заграничного филиала (представительства), как правило, входит наблюдение за местными агентами по сбыту, оказание им технической помощи, ведение переписки с материнской фирмой.

По данным государственных налоговых органов число иностранных компаний, действующих на территории России через свои постоянные представительства и вставших на налоговый учет, постоянно возрастает и составило уже порядка 12 тысяч. Одна из причин активности иностранных юридических лиц кроется в том, что несмотря на значительные трудности, с которыми сталкиваются иностранные фирмы, для них продолжает действовать более льготный режим, чем для российских предприятий. Льготы эти безусловно носят временный характер, ведь наша страна стремится закрепить принцип национального режима по отношению к предприятиям с иностранными инвестициями, к иностранным юридическим лицам, действующий в развитых странах с рыночной экономикой, большинстве развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Так, принятая ОЭСР еще в июне 1976 года Декларация о международных капиталовложениях и многонациональных предприятиях рекомендует странам – членам ОЭСР “предоставлять предприятиям, действующим на их территории и принадлежащим или же контролируемым прямо или косвенно гражданами другой страны-члена . режим в соответствии с их законами, постановлениями и административной практикой, учитывающей международное право, и не менее благоприятный, чем тот, который предоставляется в аналогичных случаях местным предприятиям”. Перейти на страницу: 1 2 3

Другие материалы

Этапы инвестиционного проекта Любой экономический проект представляет собой преобразование ресурсов в экономический продукт и протекает по схеме: «Ресурсы-факторы производства -продукт экономической деятельности». В экономике неизбежно приходится вначале вкладывать ...

Классические модели стратегического анализа и планирования модель ShellDPM1 В 1975 году Британско-Голландская химическая компания Shell разработала и внедрила в практику стратегического анализа и планирования свою собственную модель, получившую название матрицы направленной политики2 . Её появление было непосредственно связа ...