Рынок и рыночная экономика

Protyazhno.ru

Фондовый рынок (РЦБ)

Значимость фондового рынка в том, что на нем обеспечивается переход капитала и денежной формы в производственную путем аккумулирования денежных накоплений юридических, физических лиц и государства с последующим направлением их на производительные и непроизводительные вложения средств. На фондовом рынке сталкивается спрос с предложением по определенным видам ценных бумаг и определяется их цена.

Эмиссия ценных бумаг (акций, облигаций, векселей и др.) важнейший механизм привлечения заемных средств (капитала), значительная часть которых может использоваться для инвестирования. Этот инструментарий инвестирования реализуется на рынке ценных бумаг (фондовом рынке).

Ценные бумаги являются отражением реально существующего капитала, их эмитента. Их функционирование на фондовом рынке напрямую связано с функционированием реальных капиталов (материальных ценностей, товаров).

На рынке ценных бумаг предметом купли-продажи являются различного вида акции, облигации, векселя, сертификаты и другие ценные бумаги.

Эта форма инвестирования, важная для всех финансовых структур, функционирующих в рыночных условиях, обеспечивает ускорение развития реального сектора экономики.

Главный товар на фондовом рынке – корпоративные ценные бумаги; в основном это акции акционерных обществ. Инвесторами этих ценных бумаг преимущественно выступает население.

Последние годы сравнительно много было эмитировано ценных бумаг государством.

Эмиссия и оборот ценных бумаг позволяет, с одной стороны, удовлетворить спрос на денежный капитал, а с другой – удовлетворить потребности кредиторов по выгодному вложению своих средств.

Удовлетворение интересов всех участников (констрагентов) фондового рынка важнейшей его функцией.

Основные участники фондового рынка:

эмитенты – государственные органы, органы субъектов федерации, органы местного самоуправления, хозяйствующие субъекты, которые испытывают недостаток в денежных средствах и привлекают их на основе выпуска ценных бумаг;

инвесторы – юридические и физические лица, имеющие свободные денежные средства, вкладывающие их в ценные бумаги. В число инвесторов включаются: население, хозяйствующие субъекты, обладающие свободными средствами и институциональные инвесторы: страховые организации, инвестиционные фонды, которые имеют излишки денежных средств и заинтересованы в их выгодном вложении;

профессиональные участники фондового рынка – дилеры и брокеры, которых обычно называют финансовыми посредниками. Эти посредники осуществляют перераспределение свободных денежных средств от инвесторов к эмитентам. Группа этих участников представлена банками и небанковскими организациями по ценным бумагам;

инвестиционные консультанты-организации, дающие консультации по вопросам совершения сделок на фондовом рынке;

органы государственного регулирования и надзора. Прежде всего это Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг;

саморегулирующиеся организации-объединения профессиональных участников рынка ценных бумаг. Им государство передало часть регулирующих функций фондового рынка;

инфраструктура рынка ценных бумаг. Это информационная, правовая, регистрационная сеть, депозитарная и расчетно-клиринговая сеть.

С точки зрения периодичности обращения ценных бумаг, рынок разделяется на первичный и вторичный. Первичный называется рынок, где проводится эмиссия и первая разовая покупка-продажа ценных бумаг. Эту работу обычно выполняют банки.

На вторичном рынке ценные бумаги переходят к другим собственникам и это может быть неоднократно.

Рынок ценных бумаг разделяется также на биржевой и внебиржевой.

На биржевом рынке процесс обращения ценных бумаг организуется специалистами и имеется развитая биржевая инфраструктура; торговля происходит с соблюдением требований законодательства.

Биржа устанавливает правила допуска ценных бумаг к торговле и исключения их из биржевого списка, разрабатывает порядок разрешения споров между членами биржи, посредниками в сделках и их участниками. Биржевые сделки заключаются в помещении биржи с обязательной их регистрацией. Перейти на страницу: 1 2

Другие материалы

Цены и ценообразование на продукцию и услуги В условиях рыночной экономики успех любого предприятия или предпринимателя во многом зависит от того, как правильно они будут устанавливать цены на свои товары и услуги. Но это не так то просто сделать, потому что на цены оказывает существ ...

Управление холдингом в направлении от масштабности к эффективности В настоящее время в связи с повышением конкурентности многих российских рынков для торгово-промышленных холдингов остро встает вопрос эффективного управления деятельностью входящих в него предприятий. На основе нашего опыта можно сказать, ...