Рынок и рыночная экономика

Protyazhno.ru

Анализ предпринимательской деятельности отраслевых корпораций

Рис. 13. Комплекс работ по разработке и внедрению стратегии.

Рис. 14. Модель движущих сил конкуренции М. Портера.

Знание этих основных источников конкурентного давления обеспечивает прочный фундамент для стратегического плана действий отраслевой корпорации. Оно позволяет выявить ее сильные и слабые стороны, дать четкое обоснование позиционирования корпорации в своей отрасли, понять, в каких областях стратегические изменения дадут наивысший положительный эффект, определить потенциальные источники и факторы угроз для отраслевой корпорации в конкретной отрасли. Понимание этих источников позволит также рассмотреть возможные направления диверсификации деятельности отраслевой корпорации.

Кроме того, в любой отрасли наблюдаются определенные тенденции развития и появляются различные нововведения: эти процессы протекают с различной скоростью вызывающие существенные изменения в отрасли и уровне конкуренции, вынуждая корпорации менять свои стратегии. Данные процессы, оказывающие наибольшее влияние и определяющие характер перемен, называют движущими силами 4. К ним можно отнести - внедрение новых продуктов, технологические изменения, изменения в системе маркетинга, распространение ноу-хау, возрастающая глобализация отрасли, изменение структуры затрат и производительности, изменение общественных ценностей и т.д.

Анализ движущих сил имеет практическое значение при разработке стратегии отраслевой корпорации. Во-первых, движущие силы указывают, какие внешние силы будут оказывать наибольшее влияние на ее деятельность в ближайшее время. Во-вторых, анализ позволяет установить размеры и последствия влияния каждой из движущих сил, т.е. спрогнозировать их влияние на отрасль. В-третьих, стратегия отраслевой корпорации должна быть приспособлена к действию движущих сил.

Вторым этапом является определение стадии развития отрасли для отраслевых корпораций, использующих стратегию диверсификации. Для этого применяется матричный анализ. Данный анализ включает составление и обработку табличной информации, в которой сопоставляются стратегические позиции каждого структурного подразделения диверсифицированной отраслевой корпорации. Наиболее существенной информацией является темпы роста отрасли, доля рынка, долгосрочная привлекательность отрасли, конкурентоспособность и стадия развития данного продукта или рынка.

Эта информация может использоваться для проникновения отраслевой корпорации в другие отрасли производства. Как правило стратегия диверсификации используются для того, что бы отраслевая корпорация не стала чересчур зависимой от одного стратегического хозяйственного подразделения. Данная стратегия позволяет уменьшить степень риска и является одним из путей выгодного инвестирования капитала.

Следует отметить, что при осуществлении стратегии диверсификации отраслевая корпорация либо выходит за рамки промышленной технологической цепочки, внутри которой она действовала, либо ищет новые виды деятельности, дополняющие существующие в технологическом и/ или коммерческом плане с целью добиться эффекта синергизма; либо осваивает виды деятельности, не связанные с ее традиционным портфелем, с целью обновления своего портфеля. Ссылки

Барьеры входа возможно классифицировать следующим образом: экономия на масштабах производства; невозможность доступа к технологии и ноу-хау; эффект кривой "обучение / опыт"; приверженность потребителей к определенным маркам; необходимый размер капиталовложений; неравенство в издержках, не зависящее от размеров предприятия; доступ к каналам сбыта; действия контролирующих органов; тарифы и нетарифные ограничения.

Термин "Отрасль" - характеризует группу отраслевых корпораций, чья продукция имеет настолько сходные качества, что борьба идет за одних и тех же покупателей.

Портер М. Конкуренция. Уч. Пособие. - М.: Издательский дом "Вильямс", 2001 г. - 495 с.

Анализ движущих сил включает в себя два этапа: определение самих движущих сил и определение степени их влияния на отрасль. Перейти на страницу: 1 2 

Другие материалы

Стратегия в компании Профессор McGill University (Канада) и INSEAD Генри Минтцберг широко известен своим неоднозначным и критическим подходом как к предмету управления, так и к своим коллегам - академикам, занимающимся этой темой. Проанализировав почти 1500 статей, он вы ...

Экономическое чудо в Германии Старшему поколению Бывшей Западной Германии есть чем гордиться. Это именно его трудом и потом поверженная и разрушенная страна за сравнитель­но короткий срок сумела после войны подняться на ноги и превратиться в одну из самых благополу ...