Рынок и рыночная экономика

Protyazhno.ru

Южная Корея в мирохозяйственных связях

Южнокорейские компании закупают за рубежом значительную часть специального оборудования и машин высокой сложности. Объем импорта машин и оборудования увеличился за 1980—1995 гг. в 10 раз и достиг 37% общего объема импорта. За счет импорта удовлетворяется до 50% спроса на промышленное оборудование.

В основе конкурентных преимуществ южнокорейских товаров длительное время находились низкие издержки на рабочую силу, а также прямое и косвенное субсидирование. В экспортных отраслях были наполовину снижены налоги, сняты пошлины на ввоз сырья и полуфабрикатов, необходимых для производства товаров на экспорт.

На осуществление экспортных операций предоставлялись льготные ссуды. С середины 80-х годов значение вышеуказанных факторов снизилось. За 70—80-е годы реальная заработная плата в промышленности увеличилась более чем в 4 раза, за 1990—1994 гг. — на 1/3, хотя по абсолютному размеру она и сейчас в 3 раза уступает японской.

Издержки на рабочую силу для чеболь увеличились еще больше в связи с отчислениями на социальные нужды, в частности, на субсидирование жилищных расходов рабочих. Усложнение проблем конкуренции, давление предпринимателей заставляют правящие круги изыскивать пути ослабления установок в сфере занятости.

Главными торговыми партнерами Южной Кореи на всех этапах индустриализации выступали Япония и США. Развивающиеся страны АТР сыграли роль поставщиков таких товаров, как нефть и другое минеральное сырье, рынков сбыта промышленных товаров.

На долю Японии в 1994 г. приходилось 14,1% южнокорейского экспорта и 24,8% импорта, на долю США соответственно —21,4 и 21,1%. В связи с укреплением конкурентных позиций южнокорейских компаний на мировых рынках США ужесточили свою внешнеэкономическую политику.

В конце 1989 г. американская администрация исключила Южную Корею, как и другие НИС Азии, из числа государств, имеющих право на экспорт своих товаров в США в рамках Генеральной системы преференций, потребовала открыть южнокорейский рынок для американских товаров и иностранных инвестиции.

Значение США и Японии несколько снизилось. Укрепляются связи со странами АСЕАН. На их долю приходится 14,3% южнокорейского экспорта и 5% импорта. Крупнейшим торговым партнером в данном регионе выступает Сингапур.

Изменения в товарной структуре внешней торговли нашли отражение в обмене технологией. Главной особенностью географической структуры обмена технологией является то, что основным ее поставщиком выступает Япония, а не США.

Внешнеторговый оборот высоко концентрирован. Четыре крупнейших чеболь обеспечивают 57% экспорта страны, который реализуется через торговые компании. Семь торговых компаний сосредоточивают почти 40% экспорта.

Внешняя торговля длительное время сводилась с дефицитом, чему способствовало увеличение импорта машин и оборудования. Дефицитность внешней торговли не покрывалась другими операциями, и основным средством поддержания внешнего баланса являлось использование внешних ресурсов в различных формах.

Внешняя задолженность страны (млрд. дол.)

1993

1995

1996

1998

1999

44,1

77

93

154

142

Экспорт, импорт капитала.

На первых этапах экономического развития это была помощь. Крупнейшим донором помощи являлись США, а также страны Западной Европы. Иностранная помощь, полученная Южной Кореей за 1954—1962гг., составила 8,1% ВВП. Япония только с 1966г. стала предоставлять экономическую помощь.

При ограниченности ресурсов полученная помощь способствовала смягчению трудностей в процессе реорганизации сельского хозяйства и стабилизации жизни народа. Она служила важным источником ресурсов для индустриализации в форме импортзамещения, ускорения формирования новой структуры экономики. С 1955 по 1960гг. внешняя помощь равнялась 78% импорта Южной Кореи. Предоставление прямой экономической помощи было прекращено в 1980г. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Другие материалы

Воздушные монополии Новосибирск, именуемый в последнее время не иначе, как «центр державы», активно взялся за модернизацию «развилки» воздушных дорог Сибири. Что может дать рядовым потребителям трансформация сибирского узла транспортных артерий - размышляет а ...

Стратегия дифференциации чем измеряется успех Существует три важнейшие группы проблем, с которыми приходится сталкиваться любому лидеру, взявшему на себя ответственность за выбор пути достижения успеха в бизнесе. Прежде всего это видение будущего и той позиции, которую компания должна занять, пр ...