Рынок и рыночная экономика

Protyazhno.ru

Хеджирование как функция товарно-фьючерсной биржи.

Хеджирование – это биржевое страхование от неблагоприятного изменения цены, основывающееся на различиях в динамике цен реальных товаров и цен фьючерсных контрактов на этот же товар или цен на «физическом» и фьючерсном рынках.

В политико-экономическом смысле хеджирование представляют собой просто спекуляцию, то есть способ получения прибыли, основывающейся не на производстве, а на разнице в ценах. Хеджирование это форма спекуляции на бирже.

Хеджирование на бирже осуществляют, как правило, предприятия, организации, частные лица, которые одновременно являются участниками рынка реальных товаров: производители, переработчики, торговцы.

Хеджирование преследует цель: компенсировать за счет прибыли убытки, полученные от реализации на рынке реального товара.

В целом биржевая торговля для всех организаций и лиц, участвующих в этой торговле, представляет собой форму коммерческой деятельности с целью получения наибольшей прибыли наряду с другими существующими формами коммерции. Хеджирование в связи с двойственным характером, то есть одновременной опоры на цену реального товара и на цену фьючерсного контракта на этот же товар, имеет важное практическое значение. Оно обеспечивает косвенную связь биржевого рынка фьючерсных контрактов с рынком реального товара.

Хеджирование выполняет функцию биржевого страхования от ценовых потерь на рынке реального товара и обеспечивает компенсацию некоторых расходов, например, на хранение товаров. Техника хеджирования состоит в следующем. Продавец наличного товара, стремясь застраховать себя от предполагаемого снижения цены, продает на бирже фьючерсный контракт на данный товар. Такая операция называется – хеджирование продажей. В случае снижения он выкупает фьючерсный контракт, цена на который тоже упала, и получает прибыль на фьючерсном рынке, которая должна компенсировать недополученную им выручку на рынке реального товара. Рассмотрим это на условном примере.

Цена на 01.01.99, руб.

Цена на 01.03.99, руб.

Выручка от операций, руб.

Рынок реального товара

100

80

80

Фьючерсный рынок

120

(продает)

100

(покупает)

20

(120-100)

Всего

-

-

100

Продавец в конечном итоге получил от продажи товара (80 руб.) и от фьючерсного рынка (20 руб.), то есть ту сумму выручки, которую он рассчитывал получить по состоянию на 1 января 1999г. (100 руб.).

Покупатель наличного товара заинтересован в том, чтобы не потерпеть убытков от повышения цен на товар. Поэтому, полагая, что цены будут расти, он покупает фьючерсный контракт на данный товар (хеджирование покупкой). В случае если тенденция угадана, покупатель продает свой фьючерсный контракт, цена которого тоже возросла в связи с ростом цен на рынке реального товара, и тем самым компенсирует свои дополнительные расходы по покупке наличного товара. Рассмотрим это на условном примере.

Цена на 01.01.99, руб.

Цена на 01.03.99, руб.

Затраты, руб.

Доход, руб.

1

2

3

4

5

Рынок реального товара

100

120

120

-

1

2

3

4

5

Фьючерсный рынок

120

140

-

20 (140-120)

Всего

-

-

100 (120-20)

-

Перейти на страницу: 1 2

Другие материалы

Эластичность рыночного спроса В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики - предприятию. Именно на этом уровне создается вся необходимая обществу продукция, оказываются различные услуги. На предпр ...

Нормируемые командировочные расходы Согласно статье 166 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ): «Служебная командировка - поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Слу ...