Рынок и рыночная экономика

Protyazhno.ru

Анализ себестоимости продукции.

Снижение себестоимости продукции является важнейшим фактором развития экономики предприятия.

Себестоимость продукции является одним из наиболее многогранных показателей хозяйственной деятельности предприятий.

Под себестоимостью продукции, работ и услуг понимаются выраженные в денежной форме затраты всех видов ресурсов: основных фондов, природного к промышленного сырья, материалов, топлива и энергии, труда, используемых непосредственно в процессе изготовления продукции и выполнения работ, а также для сохранения и улучшения условий производства и его совершенствования. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, их классификация по статьям определяются государственным стандартом, а методы калькулирования - самими предприятиями.

Себестоимость продукции, представляя собой затраты предприятия на производство и обращение, служит основой соизмерения расходов и доходов, т.е. самоокупаемости - основополагающего признака рыночного хозяйственного расчета. Себестоимость - один из обобщающих показателей интенсификации и эффективности потребления ресурсов.

На всесоюзной научно-практической конференции "Совершенствование бухгалтерского учета в народном хозяйстве" (Донецк, 22-24 мая 1986 г.) В. В. Сопко, указывая на значение себестоимости продукции, подчеркнул, что она является емкой и многогранной экономической категорией, с которой практически не может сравниться ни одна другая экономическая категория.

Возможен метод соизмерения ресурсов по удельному весу затрат в себестоимости продукции. Однако он имеет ряд недостатков. Себестоимость продукции не отражает полностью эффективность. В себестоимости продукции находит полное отражение только материальные затраты. Заработная плата как отражение затрат живого труда занижает его эффективность, поскольку последний, кроме необходимого, создает еще и прибавочный продукт. Слабо (только через амортизацию) отражается в себестоимости лучшее использование основных производственных фондов.

Рост производнтвльности труда дает экономию себестоимости продукции и дополнительный прирост прибавочного продукта, т.е. факт увеличения производительности в условиях предприятия является величиной чистой продукции.

Основными экономическими категориями, отражающими деятельность подразделения, являются себестоимость и прибыль. Размер прибыли зависит от трех факторов: роста объема производства (рост массы прибыли), увеличения цены и снижении себестоимости продукции. Следовательно, прибыль как бы заинтересовывает подразделения в значительно большем количестве факторов, чем себестоимость продукции. Но как считает С.А. Воеводин включение прибыли в систему показателей внутрихозяйственного расчета нецелесообразно по следующим причинам.

1. Рост прибыли за счет увеличении количества продукции может перекрыть увеличение себестоимости и таким образом создать видимость благополучной работы.

2. Получение надбавок к цене за счет повышения качества изделий во многом связано с усилиями всего коллектива, а не отдельных подразделений. Невозможно с достаточной точностью количественно определить заслугу данного цеха, а следовательно, и установить справедливую надбавку. Поэтому стимулирование улучшения качества через прибыль очень сомнительно.

3. Как показывает анализ, на многих предприятиях основным фактором роста прибыли является снижение себестоимости продукции.

4. Установление прибыли требует разработки условно-оптовых цен, а это, особенно в условиях многономенклатурного производства, значительно усложняет работу управленческого персонала и отвлекает его от решения более важных проблем. Перейти на страницу: 1 2 3 4

Другие материалы

Чем российский бухгалтерский учет отличается от американского Отличается ли учет США от учета, принятого в России? И да, и нет. Да, ибо многие проблемы учета решаются в наших странах неодинаково; нет, ибо основные положения, лежащие в основе обеих учетных систем, одинаковы. Однако некоторые существен ...

Типовой алгоритм составления бюджета Знание алгоритма составления бюджета позволит вам понять последовательность и источники информации на каждом шаге процесса, а также учесть "могучие властительные связи", которые руководят вашим бизнесом. Теперь не они, а вы будет ...