Рынок и рыночная экономика

Protyazhno.ru

Экономическое обоснование расширения дилерских услуг по продаже и сервисному обслуживанию автомобилей на примере ООО Полюс-Дм

Тенденции и направления международного разделения труда за последние десятилетия обусловили ускоренное развитие поставок машин и оборудования в разобранном виде и создание за рубежом предприятий для их сборки.

Сборочные предприятия за границей создаются, главным образом, в автомобильной промышленности, в производстве тракторов, мотоциклов, электробытовых приборов, радио- и электронной аппаратуры, сельскохозяйственных и других машин.

Несмотря на значительные затраты, эта форма реализации машинно-технических изделий а внешнем рынке способствует повышению их конкурентоспособности и получению поставщиками дополнительной прибыли по сравнению с продажами готовой продукции, что вызвано следующими обстоятельствами.

В условиях, когда правительства промышленно развитых стран в интересах своих монополий вводят различные ограничения протекционистского характера (таможенные, административные и др.) на импорт готовой продукции, поставка узлов и деталей для последующей сборки иногда является единственной возможностью проникнуть на рынки этих стран. Поэтому для расширения экспорта в промышленно развитые страны предприниматели широко используют поставки машин в разобранном виде и организацию за рубежом сборочных предприятий в рамках дочерних либо агентских фирм.

Правительства развивающихся стран для защиты отраслей национальной экономики от конкуренции иностранных поставщиков не только вводят запреты, количественные и таможенные ограничения на импорт готовой продукции, аналогичной выпускаемой национальными производителями, но и сами поощряют создание сборочных предприятий на своей территории, поскольку это содействует развитию национальной промышленности, ускорению научно-технического прогресса, повышению занятости рабочей силы.

Поставки машин и оборудования в разобранном виде более выгодны и с коммерческой точки зрения. Прежде всего, существенно снижаются транспортные расходы по сравнению с перевозками готовой техники, так как детали машин обычно перевозятся в контейнерах. Применяя такую форму поставки, экспортер выигрывает и на таможенном обложении, так как готовые машины и оборудование во всех странах облагаются более высокими таможенными сборами, чем узлы и детали к ним.

И наконец, поставка машин в разобранном виде и организация сборки в странах с более низкой стоимостью рабочей силы позволяет экспортеру получать дополнительную прибыль. Наглядным примером является широко распространенная сборка радиотехнических товаров фирмами стран Юго-Восточной Азии из деталей, поставляемых японскими компаниями. В условиях ограниченного внутреннего рынка развивающихся стран практикуется создание сборочных предприятий с экспортной ориентацией их производственной программы. Собранная техника вывозится как в третьи страны, так и страны - поставщики комплектующих узлов и деталей.

Подписанию контракта на поставку узлов и деталей для последующей сборки обычно предшествует подписание соглашения с национальной фирмой страны импортера или дочерней фирмой экспортера, которая до строительства сборочного предприятия должна быть учреждена в стране импортера.

Операция по поставке узлов и деталей для последующей сборки может быть представлена следующей схемой.

Схема поставки узлов и деталей для последующей сборки:

США Россия

1 г. Елабуга 7 П

2

ЭКСПОРТЕР 3 Импортер 2 Сб. 7 П

4 предпр.

5 7 П

6

8

Страны СНГ

П

1 -подписание соглашения о строительстве сборочного предприятия с национальной компанией или дочерней фирмой; 2 - строительство сборочного предприятия (Сб. Предпр.); 3 - подписание контракта на поставку узлов и деталей; 4 - регулярная поставка узлов и деталей; 5 - оплата строительства завода и поставок запчастей; 6-8 - реализация продукции сборочного предприятия, в том числе: 6 - поставка готовой продукции поставщику узлов и деталей; 7 - поставка готовой продукции внутренним потребителям (П); 8 - поставка продукции на экспорт в третьи страны (Страны СНГ).

К поставке узлов и деталей для последующей сборки как внешнеторговой операции предъявляются повышенные требования, которые заключаются в следующем:

n продукцию сборки следует разделить на такие узлы и детали, сборка которых не требует высокой квалификации иностранных рабочих;

n все поставляемые узлы и детали должны быть взаимозаменяемыми, точность и высокое качество изготовления должны исключить подгонные работы при сборке;

n поставка узлов и деталей должна осуществляться строго по графику, чтобы обеспечить ритмичность сборки, не допустить затоваривания или остановки конвейера. График комплектных поставок жестко увязывается со штрафными санкциями при нарушении сроков поставки;

n на складах за границей следуем иметь оптимальные запасы узлов и деталей.

Поставки продукции в разобранном виде могут осуществляться по контрактам купли-продажи, а также на условиях консигнации.

Западные фирмы, строящие за рубежом сборочные машинно-строительные заводы, для решения некоторых проблем управленческого, финансового и научно-технического характера часто прибегают к созданию совместных предприятий с национальными фирмами.

На базе сборочного производства из импортных узлов и деталей возникла такая форма сотрудничества, как прогрессивная сборка

, предусматривающая содействие поставщика импортеру в поэтапной организации собственного производства отдельных деталей с тем, чтобы в течение определенного срока полностью перейти к самостоятельному выпуску готовой продукции.

Соглашения могут содержать и другие условия, в том числе осуществление поставщиком авторского надзора за строительно-монтажными и пусконаладочными работами на объекте, его обязательство информировать импортера обо всех улучшениях конструкции и о усовершенствовании технологии изготовления товара. Таким образом, соглашения о прогрессивной сборке представляют собой сочетание торговых операций с производственной кооперацией.

Развивая прогрессивную сборку, национальные фирмы развивающихся стран стремятся создать свою собственную промышленности преодолеть зависимость от поставщиков. Но в полной мере это им не удается. Так, по мере освоения прогрессивной сборки автомобилей доля изделий собственного производства достигает в некоторых странах 40% общей номенклатуры. Однако обычно самостоятельно производятся наиболее простые изделия, а сложные узлы и детали продолжают производиться поставщиком-экспортером.

Вопросы совместного предпринимательства, управления сборочными заводами и их экспортной ориентации находятся в тесной взаимосвязи, и только их комплексное решение может дать максимальный эффект при реализации этой формы сотрудничества.

В последние годы в России создаются совместные предприятия по организации сборки машинно-технической продукции ряда зарубежных фирм: General Motors, Opel, Daewoo.

Краткая характеристика объекта исследования

Корпорация «Дженерал Моторс», созданная в 1908 году, разрабатывает, производит и реализует легковые автомобили, грузовые машины, транспортные средства и усиленные подвески. Легковые автомобили и грузовики, произведенные компанией, продаются более чем в 150 странах. Компания имеет цеха по производству, сборке или комплектации автомобилей, а также центры технического обслуживания более чем в 50 странах.

Корпорация «Дженерал Моторс» занимает первое место в рейтинге крупнейших компаний США, опубликованном недавно американским журналом «Форчун». В прошлом году объем продаж корпорации достиг 168 миллиардов долларов.

«Дженерал Моторс» выпускает более 8,5 млн. машин в год и является самым крупным производителем автомашин в мире.

Подразделение «Дженерал Моторс» - «Дженерал Моторс Норт Америкэн Оперейшнз» - разрабатывает, производит и продает такие всемирно известные модели, как «Шевроле», «Понтиак», «Олдсмобайл», «Бьюик», «Кадиллак», «Джи Эм Си» и «Сатурн».

В 1997 г. это подразделение разработало 14 новых моделей для 1998 г. - наибольшее количество за всю историю существования «Дженерал Моторс». Реакция рынка на появление новой продукции была превосходной - журнал «Мотор Тренд» выбрал модель «Шевроле Малибу» в качестве «Лучшей машины года», а EV1 - единственный электромобиль, поступивший в продажу в 1997 г., который уже сегодня можно видеть на дорогах многих стран мира, - получил множество призов за передовую технологию. В 1997 году экспорт автомобилей, выпускаемых «Дженерал Моторс Норт Америкэн Оперейшнз», достиг 129000 (компания поставила 95000 полностью и 34000 частично собранных машин).

Международная деятельность корпорации началась в 1911 г., когда легковые и грузовые машины «Дженерал Моторс» стали продаваться по всему миру. В 1923 г. компания открыла свое первое зарубежное производство по сборке автомобилей в Копенгагене (Дания).

В настоящее время подразделение «Дженерал Моторс» по международным операциям (GMIO) удовлетворяет спрос заказчиков за пределами Северной Америки. Оно разрабатывает, производит и реализует автомобили моделей «Опель», «Вауксхолл», «Холден», «Исузу» и «СААБ».

В 1997 г. число продаж автомобилей, производимых подразделением «Дженерал Моторс» по международным операциям, достигло рекордной цифры - 3120000. Наибольшее их количество было продано в Аргентине и в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Несколько лет назад подразделение «Дженерал Моторс» по международным операциям приступило к крупномасштабному расширению своей деятельности, сконцентрировав внимание на высокоемких ключевых рынках. Была создана мощная дистрибьюторская сеть в Западной Европе, Южной Америке и Австралии и начаты поиски возможностей на растущих рынках Азии, Тихоокеанского региона, Центральной Европы, Аргентины, Индии и бывших республик Советского Союза.

В декабре 1995 года в Москве между ПО «ЕлАЗ» и концерном «Дженерал Моторс» был подписан договор о создании «Корпорации ЕлАЗ-ДМ». Американской стороне принадлежит 25 % акций, 75 % - ЕлАЗу.

В соответствии с договором в настоящее время на Елабужском автомобильном заводе создаются производственные мощности для выпуска 50 000 автомобилей в год. Это предусматривает завершение строительства основного сборочного завода (корпус 601 площадью 100 000 кв. м.), решение вопросов поставки и монтажа оборудования. До 50 % комплектующих изделий планируется производить на отечественных предприятиях.

Параллельно с созданием основного производства к 19 декабря 1996 года в Корпусе малых серий ПО «ЕлАЗ» была налажена сборка автомобилей «Шевроле Блейзер» модели 1996г.

Машинокомплекты (кузова повышенной сборки) поступают из бразильского филиала корпорации «Дженерал Моторс». На сборочных постах производятся операции по монтажу наружных компонентов (бампера, зеркала и т.д.), элементов салона, а также сборка и установка сидений. Контроль за качеством сборки осуществляет представитель «Дженерал Моторс».

Нынешний этап производства позволит «Корпорации ЕлАЗ-ДМ» к моменту реализации основного проекта более тщательно изучить спрос, создать дилерскую сеть и обучить персонал. Всего в течение 1,5 - 2 лет будет собрано 10000 автомобилей. Средства, полученные от продаж «Шевроле Блейзер», реинвестируются в реализацию основного проекта. После начала работы основного сборочного завода производственные мощности Корпуса малых серий предполагается использовать для выпуска спецавтомобилей (для здравоохранения, милиции и т.д.).

13 ноября 1997 года автоцентр «МБЛ Моторс», авторизованный московский дилер «Корпорации ЕлАЗ-ДМ», продал тысячный автомобиль «Шевроле Блейзер», собранный на Елабужском автомобильном заводе.

«Мы начали собирать автомобили в России в1996 году , -сказал Джордж Бейкер - директор «Корпорации ЕлАЗ-ДМ по маркетингу, продажам и послепродажному обслуживанию- За это время удалось организовать дилерскую сеть в Москве, Санкт-Петербурге, Елабуге, Казани и Челябинске. Недавно «Корпорация ЕлАЗ-ДМ» приступила к сборке «Шевроле Блейзер» 4х4 - очень популярного автомобиля, который, как и модель 4х2, пользуется большим спросом благодаря оптимальному сочетанию низкой цены и высокого качества. Это свидетельствует об успешной работе совместного предприятия в Елабуге и позволяет нам гордиться успешно начатым и весьма перспективным российским проектом «Дженерал Моторс»».

Первый автомобиль «Шевроле Блейзер» был собран 19 декабря 1996 года.

«Шевроле Блейзер» (по международной классификации - Sport-Utility Vehicle) является самым покупаемым внедорожником Америки. К настоящему времени произведено более 2,2 млн. этих машин, которые продаются в 36 странах мира. В России «Шевроле Блейзер» производится в двух модификациях, таких как заднеприводная модель с четырехцилиндровым двигателем объемом 2,2 л и ручной коробкой передач и модель с полным приводом, оснащенная двигателем V6 объемом 4,3 л и автоматической трансмиссией. Высокий спрос на автомобили елабужской сборки подтверждается проведенными корпорацией исследованиями рынка и данными, полученными от дилерских компаний.

Согласно программы расширения рынка сбыта продукции компании «Дженерал Моторс» в 1998 году был подписан внешнеторговый договор с ООО «Полюс-ДМ» о создании в Тюменской области Дилерского центра по продаже и техническому обслуживанию автомобилей марки «Шевроле Блейзер».

ООО «Полюс-ДМ» создано в соответствии с Учредительным Договором от 9 .01. 1991 г. Зарегистрировано в Администрации Ленинского района г. Тюмени 20.03.91г., Учредителем является АООТ «Тюменьнефтегазстрой» - одна из ведущих организаций Западно-Сибирского региона.

Виды Деятельности:

n строительно-монтажные работы;

n торгово-посредническая деятельность по продаже автомобилей отечественного и иностранного производства, запасных частей и сопутствующих товаров;

n мелкосерийное производство и реализация товаров народного потребления;

n создание специальных дочерних региональных и совместных организаций по строительству индивидуального жилья с полным инженерным обустройством;

n организация и открытие салонов, выставок - продаж, гостиниц, магазинов для осуществления розничной и оптовой торговли;

n внешнеэкономическая деятельность, контакты с зарубежными партнерами;

n деятельность с ценными бумагами.

Продажей легковых автомобилей предприятие занимается более четырех лет.

Руководство деятельностью предприятия осуществляет Генеральный директор и Заместитель Генерального директора.

В ООО «Полюс-ДМ» работает 28 человек, фонд оплаты труда в 1997 году составил 175 642 руб., среднемесячная з/плата 505 руб., в 1998 году фонд оплаты труда увеличился на 56 699 руб. и составил 232 341 руб., вследствие этого увеличился размер среднемесячной оплаты труда до 692 руб.

Предприятие имеет следующую производственную базу:

¨ административное здание, полезная площадь - 1800 кв. м.; площадь подвальных складских помещений- 500 кв. м., стоимость на 01.01.99 г. составляет 2331005 рублей, предназначено для офиса, оформления продажи автомобилей, хранения товаров предприятия, часть помещений сдается в аренду; прибыль от сдачи помещений в аренду в 1997 году составила 83372 руб. , а в 1998 году - 42965 руб. , снижение прибыли на 40407 руб. в 1998 году вызвано августовским кризисом.

¨ открытая площадка площадью 790 кв. м., огорожена бетонными плитами высотой 3 м. По верху плит натянута «колючая» проволока. Площадка охраняется вооруженной охраной, предназначена для размещения и продажи автомобилей. На площадке умещается около 60 автомобилей типа «Жигули».

¨ 8 штук железобетонных гаражных боксов площадью 30 кв. м. каждый, боксы оборудованные смотровыми ямами и предназначены для выполнения предпродажной подготовки и ремонта автомобилей.

¨ цеха авторемонтного завода, владельцами которого являются Учредители ООО «Полюс-ДМ», предоставляются организации ля технического обслуживания автомобилей.

¨ заканчивается строительство торгово-технического комплекса срок ввода в эксплуатацию -июнь 1999 года, полезная площадь - 360 кв. м. Комплекс предназначен для показа и продажи автомобилей, продажи запасных частей и сопутствующих товаров к автомобилям и проведения всех видов технического обслуживания автомобилей.

¨ рабочие места сотрудников оборудованы компьютерной техникой, телефонно-факсовой связью, множительной аппаратурой.

Кроме собственной производственной базы ООО «Полюс-ДМ» имеет договорные отношения по совместному сотрудничеству в части сервисного обслуживания автомобилей с Тюменским «Автоваз-Лада» и «Тюмень-Сервис»

В 1997 году фирма осуществляла продажу автомобилей отечественного производства, а также по договору с УзДЭУ автомобилями DAEWOO Nexia, в 1998 году продолжала торговлю данными автомобилями и кроме этого было заключено дилерское соглашение с корпорацией ЕлАЗ Дженерал Моторз на право торговли и технического обслуживания внедорожника Chevrolet Blazer (Табл.1.1.). На 1999 год запланировано расширение дилерских услуг, заключен договор с корейской компанией DAEWOO на поставку автомобилей марки DAEWOO Espero.

Таблица 1.1.

Объем реализации автомобилей ООО «Полюс-ДМ» за 1997-1998г.г.

Кол-во (штук)

Сумма (руб.)

1997

1998

1997

1998

1. Автомобили отечественного производства

31

21

1 178 900

907 600

2. Автомобили иностранного производства

21

36

1 494 500

6 160 575

в том числе:

Дэу Нексия

21

17

1 494 500

1 182 240

Шевроле Блейзер

0

19

0

4 978 335

Всего

52

57

2 673 400

7 068 175

Прибыль от продажи автомобилей в 1997 году составила 156657 рублей, а в 1998 году 191555 рублей , что на 34898 рублей больше, чем в предыдущем году. Несмотря на снижение объема продаж автомобилей отечественного и южно-корейского производства (с31шт. до 21 шт. и с 21шт. до 17 шт. соответственно), открытие представительства Американской компании «Дженерал Моторс» по продаже джипов «Шевроле Блейзер» привело к увеличению прибыли в 1998 году на 34 898 рублей (Табл.1.2.).

Таблица 1.2.

Технико-экономические показатели деятельности ООО «Полюс-ДМ» за 1997-1998г.г.

Показатели

1997г

1998г

1

2

3

1. Выручка от реализации

3 418 400

7 665 175

в том числе:

От продажи автомобилей (руб.)

2 673 400

7 068 175

От сдачи помещений в аренду (руб.)

745 000

597 000

2. Основные производственные фонды

3 985 506

3 995 247

3. Общий объем дохода на 1 руб. стоимости ОФ

0,86

1,92

в том числе:

4. Объем продаж на 1 руб. стоимости ОФ

0,67

1,77

5. Объем дохода с аренды на 1руб. стоимости ОФ

0,19

0,15

6. Численность работающих (чел)

29

28

7. Доход на одного работающего

117 875

273 756

в том числе:

8. Объем продаж на одного работающего (руб.)

92 186

252 434

9. Объем дохода с аренды на 1 работающего

25 689

21 321

10. ФОТ (руб.)

175 642

232 341

11. Среднемесячная оплата труда (руб.)

505

692

12. Общие затраты

3 049 124

7 304 375

13. Балансовая прибыль

369 276

360 800

14. Чистая прибыль: всего

240 029

234 520

в том числе:

от реализации а/м

156 657

191 555

от аренды помещений

83 372

42 965

15. Затраты на 1 рубль объема продаж

0,91

0,96

Продолжение таблицы 1.2.

1

2

3

16. Рентабельность продукции в целом

0,070

0,047

в том числе:

от продаж а/м

0,059

0,027

от аренды помещений

0,112

0,072

Прибыль, полученная от продажи автомобилей и от сдачи помещений в аренду, расходуется на строительство технического центра по обслуживанию автомобилей, магазина запчастей и выставки продажи автомобилей компании Дженерал Моторс.

Для того, чтобы раскрыть реальное движение денежных средств на предприятии, оценить синхронность поступления и расходования денежных средств, а также, увязать величину полученного финансового результата с состоянием денежных средств на предприятии, следует выделить и проанализировать все направления поступления (притока) денежных средств, а также их выбытия (оттока).

Указанные направления движения денежных средств принято рассматривать отдельно в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.

Приток денежных средств в рамках текущей деятельности связан с получением выручки от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также авансов от покупателей и заказчиков. Отток – с уплатой по счетам поставщиков и прочих контрагентов, выплатой заработной платы работникам, производственными отчислениями в фонды социального страхования и обеспечения, расчетами с бюджетом по причитающимся к уплате налогам.

Движение денежных средств в разрезе инвестиционной деятельности связано с приобретением (реализацией) имущества, имеющего долгосрочное использование (в первую очередь – поступление (выбытие) основных средств и нематериальных активов).

В отличие от других подходов к оценке финансового состояния, анализ движения денежных средств дает возможность сделать более обоснованные выводы о том, в каком объеме и из каких источников были получены поступившие на предприятие денежные средства и каковы основные направления их использования; достаточно ли собственных средств предприятия для осуществления инвестиционной деятельности; чем объясняются расхождения величины полученной прибыли и наличия денежных средств и т.д.

Данные о финансово-хозяйственной деятельности ООО «Полюс-ДМ» за 1997-1998 г.г. представлены в табл. 1.2. За 1997 год основные поступления предприятия составили поступления от реализации автомобилей отечественного и импортного производства – 2 673 400 рублей, а также от сдачи части помещений в аренду – 745000 рублей. Основными направлениями оттока денежных средств были закупки автомобилей – 2 931 249 рублей, налоговые платежи в бюджет – 129246,6 рублей, оплата труда сотрудников предприятия – 175642 рублей, а также инвестиции в строительство технического центра по обслуживанию автомобилей – 150435 рублей. Такие источники поступления и направления оттока денежных средств являются характерными для нормально работающего предприятия. Всего поступлений за 1997 год было больше чем потрачено предприятием на 89594 рублей.

За 1998 год (Таблица 1.2.) основные поступления предприятия составили поступления от реализации автомобилей отечественного и импортного производства – 7 068 175 рублей, от оказания услуг по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей – 156 646 рублей, а также от сдачи части помещений в аренду – 597 000 рублей. Основными направлениями оттока денежных средств были закупки автомобилей – 7 071 941 рублей, налоговые платежи в бюджет – 154 157 рублей, оплата труда сотрудников предприятия – 248 441 рублей, а также инвестиции в строительство технического центра по обслуживанию автомобилей – 280 451 рублей. Прибыль за 1998 год составила 42 965 рублей.

Функционирование предприятия зависит от его способности приносить необходимую прибыль. При этом следует иметь в виду, что руководство предприятия имеет значительную свободу в регулировании величины финансовых результатов. Так, исходя из принятой финансовой стратегии, предприятие имеет возможность увеличивать или уменьшать величину балансовой прибыли за счет выбора того или иного способа оценки имущества, порядка его списания, установления срока использования и т.д.

К вопросам учетной политики, определяющим величину финансового результата деятельности предприятия, в первую очередь, относятся следующие:

- выбор способа начисления амортизационных отчислений;

- выбор метода оценки материалов, отпущенных и израсходованных на производство продукции, работ и услуг;

- определение способа начисления износа по малоценным и быстроизнашивающимся предметам при их отпуске в эксплуатацию;

- порядок отнесения на себестоимость реализованной продукции отдельных видов расходов (путем непосредственного их списания на себестоимость по мере совершения затрат или с помощью предварительного образования резервов предстоящих расходов и платежей);

- состав затрат, относимых непосредственно на себестоимость конкретного вида продукции, работы, услуги;

- состав косвенных (накладных) расходов и способ их распределения и др.

Вполне понятно, что предприятие, раз выбрав тот или иной способ формирования себестоимости реализованной продукции и прибыли, придерживается его в течение всего отчетного периода (не менее года), а все дальнейшие изменения в учетной политике должны иметь веские основания и непременно оговариваться.

Для общей характеристики динамики и технического состояния основных средств служат коэффициенты их обновления и выбытия, исходные данные для их расчета приведены в табл. 1.3.

Таблица 1.3.

Исходные данные для расчета показателей динамики основных средств за 1997-1998гг., руб.

Показатель

Условное обозначение

Величина показателя

1997г.

1998г.

1. Стоимость ОС на начало года

СН

3 985 506

3 995 247

2. Стоимость ОС на конец года

СК

3 995 247

4 275 698

3. Первоначальная стоимость ОС

СП

2 825 261

2 825 261

4. Величина износа ОС

СИЗН

57 731

78 319

5. Стоимость выбывших ОС

СВЫБ

0

0

6. Стоимость введенных ОС

СВВ

9 741

280 451

К показателям движения и технического состояния основных средств относятся:

Коэффициент обновления показывает интенсивность обновления основных средств.

СВВ

КОБН = ---------- х 100 %

СК

1.1.

где КОБН – коэффициент обновления основных средств, %;

СВВ – стоимость вновь введенных основных средств за год, руб.;

СК – стоимость основных средств на конец года, руб.

Коэффициент выбытия отражает степень интенсивности выбытия основных средств.

СВЫБ

КВЫБ = ---------- х 100 %

СН

1.2.

где КВЫБ – коэффициент выбытия основных средств, %;

СВЫБ – стоимость выбывших основных средств за год, руб.;

СН – стоимость основных средств на начало года, руб.

СВЫБ - СВЫБ

КРОСТ = ------------------ х 100 %

СК

Коэффициент прироста основных средств отражает относительное увеличение стоимости основных средств за счет их обновления.

1.3.

где КРОСТ – коэффициент прироста основных средств, руб.;

СВЫБ – стоимость выбывших основных средств за год, руб.;

СК – стоимость основных средств на конец года, руб.

Коэффициент годности основных средств характеризует их состояние на определенную дату:

СП - СИЗН

КГ = ------------------ х 100 %

СП

1.4.

Обобщающим показателем технического состояния основных средств служит коэффициент износа:

СИЗН

КИЗН = ----------- х 100 %

СП

1.5.

где КИЗН – коэффициент износа основных средств, %;

СИЗН – стоимость износа основных средств, руб.;

СП – первоначальная стоимость основных средств, руб.

Таблица 1.4.

Показатели динамики и технического состояния основных средств.

Показатель

Условное обозначение

Величина показателя

1997г.

1998г.

Коэффициент обновления

КОБН

0,24

6,56

Коэффициент выбытия