Рынок и рыночная экономика

Protyazhno.ru

Общественный продукт и варианты его распределения в базисных (исходных) отношениях людей

Людям свойственно в процессе жизнедеятельности вступать в общественные производственные отношения (отношения по поводу производства, обмена, распределения, присвоения и потребления продуктов для удовлетворения своих потребностей). Это очень важные общественные отношения. Они, как известно, являются базисными (исходными) для формирования всех других надстроечных общественных отношений (политических, идеологических, юридических, моральных и т.д.).

Вследствие различных обстоятельств одни люди могут получить возможность диктовать характер этих отношений, другие могут оказаться в зависимости от них и будут вынуждены исполнять их волю в установленном порядке.

Субъекта (человека, учреждение, организацию), обладающего правом диктовать характер базисных (исходных) отношений, далее будем именовать 1-ым субъектом этих отношений. Субъекта (человека, учреждение, организацию), вынужденного следовать установленным отношениям, будем именовать 2-ым субъектом этих отношений.

Истории известны отношения, в которых имеет место принуждение людей к труду и эксплуататорское (т.е. насильственное) присвоение результатов их труда. В таких отношениях, с точки зрения экономической науки, произведенный продукт (W) разделяется на три политэкономические части.

W = C+V+M

Где:

C – часть, используемая далее в качестве средств производства;

V – часть, которую 1-й субъект оставляет или выделяет 2-му субъекту;

M – часть, которую 1-й субъект изымает или оставляет для своих целей.

Возможны также отношения свободных независимых субъектов, в которых они равноправны, не предполагают эксплуатации одного другим, и не выделят из произведенного части для эксплуататора. В таких отношениях произведенный продукт {W} распределяется не на три, а на две политэкономические части.

W = C + Q

Где:

C – часть, используемая далее в качестве средств производства;

Q – другая часть, которая распределяется между свободными субъектами.

Другие материалы

Классические модели стратегического анализа и планирования модель ShellDPM1 В 1975 году Британско-Голландская химическая компания Shell разработала и внедрила в практику стратегического анализа и планирования свою собственную модель, получившую название матрицы направленной политики2 . Её появление было непосредственно связа ...

Роль и место акционарных обществ в экономике России В условиях перехода к рыночным отношениям в экономике России и сложившейся в данный момент кризисной экономической и политической ситуации отношения форм собственности играют далеко не последнюю, и даже, одну из основополагающих ролей ...