Рынок и рыночная экономика

Protyazhno.ru

О некоторых методах «экономии» при ведении коммерческого учета воды и тепла

Авторы надеются на то, что статья привлечёт внимание специалистов метрологических служб, водо- и энергоснабжающих организаций, позволит разработать методы борьбы с хищениями тепла и воды. Не рекомендуется принимать изложенную ниже информацию как руководство к действию и пытаться повторить упомянутые в статье способы экономии платежей, так как такие методы “экономии” противозаконны и потому недопустимы.

В последнее десятилетие проводится массовое внедрение приборов учета воды и тепла, разрабатываются новые нормативные документы по учёту. Общая координации действий в этой сфере отсутствует, поэтому документы очень часто противоречат друг другу, имеют много слабых мест. “Правила учёта тепловой энергии и теплоносителя” утверждены только в 1995 году, но уже сейчас многие специалисты признают, что они морально устарели. ГОСТ Р 51649-2000 “Теплосчетчики для водяных систем теплоснабжения. Общие технические условия” только в 2000 году, но и сейчас установленные в нём требования к испытаниям не выполняются. В частности, приборы не проходят испытания на электромагнитную совместимость, хотя качество электроэнергии в наших коммунальных сетях оставляет желать лучшего. Сегодня ни один из испытательных центров не проводит предусмотренные ГОСТом испытания на предмет проверки защищённости от несанкционированного доступа в память приборов.

Нужно учитывать также и подход наших потребителей к самой проблеме энергосбережения. После установки прибора учёта многие потребители задумываются – а как снизить платежи за тепло и воду? Казалось бы, ответ прост и логичен – надо экономить на фактическом потреблении! Однако на практике иногда всё оказывается не так. Потребитель часто решает проблему более простым способом – манипуляциями с прибором учёта. А поскольку теплосчётчик достаточно сложен по устройству, алгоритмам работы, монтажу, эксплуатации, то и возможностей фальсификации здесь намного больше. Доказать же, что потребитель сознательно искажает показания приборов, очень сложно по ряду причин.

Каким образом сегодня корректируются показания приборов? Начнём с водосчётчиков, и не будем касаться таких “древних” методов, как манипуляции с пломбами.

Способ, иногда применяемый владельцами приусадебных участков для снижения затрат на воду, расходуемую для полива. Потребитель решает установить водосчётчики. Он покупает самый дешевый и ненадежный (по отзывам соседей и знакомых) водосчётчик, согласует его применение с поставщиком воды. В соответствии с отечественными стандартами минимальный расход, фиксируемый водосчётчиком, составляет 30 л/ч. Есть ещё порог чувствительности, на котором счётчик должен начать вращаться, но при существующем качестве водопроводной воды уже через две-три недели счётчик кое-как вращается и на минимальном расходе. Кран открывается так, чтобы расход составлял менее 30 л/ч. При этом счётчик вообще не фиксирует разбор воды, т.е., установив прибор, потребитель получает возможность законно не платить за воду. Установив расход, например, в 20 л/ч, можно получить за сутки 480 литров чистой питьевой воды абсолютно бесплатно!

Другой, чуть более сложный способ. Он уже требует определенных затрат, но более удобен для городской квартиры. При монтаже счётчика требуется установка сетчатого фильтра с пробкой, которая, как известно, не пломбируется, поскольку периодически требуется чистка фильтра. Потребитель покупает в хозяйственном магазине гибкий шланг (подводку), вкручивает его на место снятой сливной гайки фильтра, и получает воду в обход счётчика. При приходе инспектора “Водоканала” для проверки счётчика (что случается весьма редко), инспектора достаточно подержать за дверью пару минут, чтобы за это время вывернуть гайку шланга и поставить штатную пробку.

Следующий способ для той же конструкции узла учёта воды более прост: к стакану сетчатого фильтра прикрепляется тонкая проволока и пропускается в трубу по ходу воды. Проволока тормозит вращение турбинки счётчика и показания значительно занижаются.

Большинство применяемых сейчас водосчётчиков – так называемые “сухоходы”. Они состоят из двух частей: турбинка, вращающаяся в воде, и счётный механизм, отделённый от турбинки герметичной перегородкой. На турбинке крепятся один или несколько маленьких магнитов. Вода вращает крыльчатку, под воздействием вращения магнитов за герметичной перегородкой вращается металлическое кольцо, вращение кольца передается на счётный механизм. Суть следующего способа занижения показаний – торможение крыльчатки путём установки наружных магнитов, положение которых определяется опытным путём.

После знакомства со всеми этими способами несколько по-иному начинаешь смотреть на положительные заключения различных организаций по результатам внедрения водосчётчиков. Понятно, что если установить в жилом квартале квартирные счётчики воды, то сумма их показаний (например, за месяц) будет меньше расчётной величины, определённой по соответствующим нормативам. Это не подвергается сомнению. Однако ни в одном из отчётов, ни в одной из многочисленных статей авторы не встречали упоминания о том, что где-то после установки квартирных водосчётчиков уменьшилось общее водопотребление города, района, посёлка. На практике одновременно с внедрением водосчётчиков растёт небаланс между результатами учёта отпуска и потребления, и рассмотренные выше манипуляции с приборами вынужденно списываются на потери в распределительных сетях. Перейти на страницу: 1 2 3 4

Другие материалы

Гарантийные механизмы и инвестиционный процесс Для страхования коммерческих рисков участники инвестиционного процесса создают собственные фонды или прибегают к услугам страховых компаний. Защита же от некоммерческих рисков, носящих массовый, «фоновый» характер и вызванных особенностями ...

Классические модели стратегического анализа и планирования модель HOFERSCHENDEL Хофеp впеpвые пpедставил эту модель в своей pаботе Conceptual Construct for Formulating Corporate and Business Strategies (“Концептуальные идеи для фоpмулиpования коpпоpативной и бизнес-стpатегий”). Позднее он включил ее в pаботу, написан ...