Рынок и рыночная экономика

Protyazhno.ru

Теория операционных издержек

Р. Коуз (нобелевский лауреат по экономике за 1991 г.) предложил в 1937 г. в качестве единицы экономической деятельности такое понятие, как трансакция (transaction – деловая операция, хозяйственная операция, сделка). Деловая операция составляет суть рыночной деятельности любой хозяйственной организации, посредством ее экономические ценности переходят от одного лица к другому. Следствием этого подхода явилось возникновение теории, названной “экономика операционных (или трансакционных) издержек”.

Динамика деловой операции2 в соответствии с данной теорией может быть представлена следующим образом (рис.1).

Рис. 1. Динамика деловой операции

Одним из наиболее известных последователей этой теории является О. Уильямсон, который использовал ее аппарат для анализа отраслевых рынков. Именно он предложил соизмерять деловые операции со структурой организации исходя из экономии операционных издержек. По его мнению, создание организации является ответом на неопределенность окружающей среды. В последнюю, в частности, входят потенциальные партнеры по обмену, чья кредитоспособность неизвестна и которые могут вести себя оппортунистически. Отсюда стремление построить организацию более высокого уровня (трест, холдинг и т.п.), что позволило бы контролировать поведение задействованных партнеров с помощью непосредственного наблюдения, ревизии и других механизмов. Возможно и противоположное направление – возврат “к свободному рынку”, например заключение субдоговора на выполнение работ с внешними фирмами.

В настоящее время наиболее действенным методом снижения операционных издержек считается ведение бизнеса через распределение работ. Его суть заключается в следующем:

поручение всей или части работы внештатным исполнителям (сотрудникам, работающим в других организациях или на самих себя);

выполнение части или всего объема производственных и управленческих функций специализированными организациями на контрактной основе;

концентрация усилий на координации распределенной деятельности с целью достижения максимального удовлетворения запросов потребителей.

В связи с этим организация представляет новый альянс различных видов деятельности3. Ключевыми фигурами здесь являются квалифицированные сотрудники (это ее профессиональный стержень). Они, как правило, получают высокое вознаграждение и льготы; организация заинтересована удержать и привязать таких работников к себе. Второй уровень составляют субконтрактники – фирмы или отдельные специалисты, выполняющие те или иные функции лучше и дешевле. Расчеты показывают, что для некоторых компаний до 80% стоимости их конечного товара (услуги) создается работающими вне данной структуры людьми. Третий уровень – гибкая рабочая сила (те, кто трудится неполный день и временный персонал). Действительно, приглашать дополнительных работников от случая к случаю дешевле, хотя и сложнее. Это позволяет удовлетворять растущие потребности клиентов, быть готовым как к взлету, так и к падению спроса.

Примером сказанного может служить компания “УИНЗЛОУ КЛОКС” (США), которая была основана М. Уинзлоу (по профессии врач-психиатр) для реализации инновационного проекта по производству “швыряемых” будильников. Идея заключалась в том, что отключить звонок можно только швырнув будильник. Новая модель бизнеса состояла в следующем: производство отдельных элементов и сборка узлов были переданы внешним субподрядчикам, (комплектующие – “Сейко”, пористые материалы – “Роджерз фоам”, ударные выключатели – “Сантин инжиниринг” и т.д.). Функции головной организации свелись лишь к контролю за их деятельностью.

Выводы:

1. Организации создаются в тех случаях, когда операционные издержки меньше соответствующих издержек на открытых рынках.

2. Организация работает эффективно и может выжить, если затраты на деловые операции внутри нее меньше, чем при их осуществлении через рынок.

Целью развития любой организации является снижение операционных издержек.

Другие материалы

Управление пакетными видами бизнеса в концепции корпоративной стратегии Каждая из компаний, о которых рассказано ниже, в свое время сделала достаточно большие изменения в характере своей корпоративной стратегии. Причем сделала их не случайно. Эти изменения - результат тщательно продуманных стратегических разработок, кото ...

Ценность денег как разграничивать отношение к деньгам с жизненными ценностями В своей практической деятельности, психолог Линн Хорняк учит людей разграничивать их отношение к деньгам с жизненными ценностями. Линн Хорняк - профессиональный экономист и психолог - работая с клиентами, она помогает изменить понятия и ...