Рынок и рыночная экономика

Protyazhno.ru

Развитие малого и среднего предпринимательства

Малые и средние предприятия, говорят голландцы, - это "грядки для развития местного предпринимательства, это инструмент создания конкурентной атмосферы, это противовес сильным, хорошо укрепленным интересам монополистов". Мы также можем сказать, что появление малых и средних предприятий обусловлено также еще одной потребностью - создать возможность для новых рабочих мест.

Восемь лет назад в бывшем Союзе 95% рабочих мест в Казахстане обеспечивало государство. Само собой разумеется, что с переходом на рыночные отношения, вызвавшие структурные изменения, его роль как главного работодателя стала ограничиваться. Рабочие места создаются сейчас в частном секторе, и это делает его основным в управлении социально-экономическими изменениями сегодня и в перспективе.

Предпринимательство в Казахстане формируется в сложных и не всегда благоприятных социально-экономических и политических условиях транзитного периода, на фоне серьезного макроэкономического кризиса и снижения жизненного уровня. Целый ряд трудностей объективного и субъективногохарактера препятствуют его динамичному развитию.

Как отметил Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев в своей долгосрочной стратегии "Казахстан - 2030" одним из долгосрочных приоритетов является экономический рост, базирующийся на развитой рыночной экономике с высоким уровнем иностранных инвестиций. Главной целью здесь ставится привлечение большого потока зарубежных инвестиций в экономику страны для становления сильной национальной экономики. В основном финансовые средства будут вначале направляться в те отрасли экономики, которые производят экспортную продукцию. Это дает возможность стране вернуть долги, а также аккумулировать капитал для развития внутри страны высокотехнического производства. Многие предприятия будут производить высокотехнологические товары народного потребления и многие другие виды продукции, пользующиеся высоким спросом на мировом рынке благодаря своей низкой цене и отличному качеству. Однако в этой долгосрочной стратегии мало уделяется внимание развитию малого и среднего предпринимательства. Ему придается роль одного из главных инструментов борьбы с безработицей на 1998-2000 годы.

"Стратегия борьбы с бедностью и безработицей в эти годы будет основываться на:

- внедрении системы микрокредитов;

- развитии малого и среднего бизнеса;

- приоритетном развитии трудоемких отраслей и активном привлечении в них иностранных инвестиций и национального капитала;

- жестком подходе к проблемам занятости при договорах и контрактах” бюджетных документах;

- развитии общественных работ, прежде всего строительства дорог и лесопосадок;

- снятии всех ненужных административных барьеров на пути развития частного предпринимательства;

- энергичном развитии сферы услуг и особенно туризма".

Н.А.Назарбаев

В 1998 году на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства из бюджета была выделена сумма не менее 100 млн. долларов. Кроме того, была произведена выдача микрокредитов малоимущим слоям населения в размере 400 долларов на срок 3 года (как минимум 50 тыс. малоимущим). Эти микрокредиты в основном были потрачены на развитие своего малого бизнеса.

Сейчас, прежде всего, необходимо четкое определение критериев малых и средних предприятий” роли и места их в народнохозяйственном комплексе, в реализации социально-экономических государственных программ. Наиболее правомерной является оценка малого и среднего бизнеса по численности работающих: 1-10 человек - мини-предприятия” 10-100 - малые предприятия, 100-500 человек - средние предприятия. Их развитие позволит, с одной стороны, постепенно наращивать объемы производства, с другой - обеспечить занятость населения.

По предварительным расчетам, для занятых в малом и среднем бизнесе к 2000 году должна быть доведена до 9-12 процентов от общей численности трудоспособного населения. Для этого потребуется всесторонняя мобилизация всех имеющихся ресурсов - финансовых, материальных - для поддержки предпринимательства и развития конкуренции. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Другие материалы

О книге Сергея Гуриева «Мифы экономики» Сколько стоит человеческая жизнь? Почему одни страны бедны, а другие богаты? Как готовить и проводить реформы, чтобы избежать последствий, аналогичных тем, что наблюдались при монетизации льгот? Какую роль должно играть государство в эконо ...

Экономический анализ хозяйственной деятельности ОАО “Калининград” Развитие масштабного характера индустрии туристических услуг спровоцировало появление концепции эффективности организации ГТК. Эффективность организации гостинично-туристического комплекса (ГТК) в общем виде определяю как отношение ...