Рынок и рыночная экономика

Protyazhno.ru

Побуждения к образованию союзов

Любой союз по необходимости соотносится со стратегическими целями каждого из участников. Союзы служат как оборонительным, так и наступательным целям. Наступательные союзы могут быть нацелены на создание рынков или доступ к уже существующим, на установление или защиту отраслевых стандартов, на приготовление к определенным политическим изменениям и на защиту своих рыночных позиций от потенциальных конкурентов. Целью оборонительных союзов является защита или укрепление существующих рыночных позиций, распределение финансовых рисков, создаваемых дорогостоящими технологиями, или получение экономии от масштабов производства. Для достижения этих целей в оборонительных союзах нередко идут на объединение производственных и других возможностей.

Целью союзов бывает и создание возможностей для обучения. Например, обучение может предполагать получение доступа к инновационным технологиям или к знаниям в области финансов, маркетинга или производства. Одним из результатов такого подхода является сокращение времени на выпуск продукции на рынок или на освоение технологии. Но у такого обучения есть и темная сторона. Иногда компании используют союзнические отношения для присвоения технологических секретов в ущерб благожелательному и наивному партнеру. К тому же образование союза может играть роль предварительного этапа слияния или поглощения. На одном уровне создание союза дает возможность партнерам упрочить связи и знакомство перед осуществлением дорогостоящего слияния. На другом — установление союзных отношений позволяет компаниям продвигаться вперед медленно, избегая дорогостоящих ошибок, нередких при быстром поглощении. Но время — обоюдоострая субстанция. Сводной стороны, время укрепляет связи; с другой, — необходимость выработать согласие замедляет процесс и дает возможность окрепнуть силам сопротивления. Именно так все было в случае неудачной попытки слияния компаний Volvo и Renault в 1993 г.

Таблица 1.

Плюсы и минусы союзных отношений Плюсы Минусы

ПЛЮСЫ

МИНУСЫ

Доступ к рынкам

Рынки частично перекрывают друг друга

Доступ к технологиям

Приходится открывать доступ к технологиям

Доступ к технологиям

Приходится открывать доступ к технологиям

Доступ к сетям компаний

Возможно связывание рук друг другу

Знания

Происходит частичная утрата контроля

Распределение рисков

Нужно делиться прибылью, опытом и ноу—хау

В таблице 1 перечислены положительные и отрицательные стороны союзов, которые следует учитывать всякой компании, замыслившей подобную операцию. Естественно, возникает вопрос, как взвешивать возможные выгоды и потери при формировании союза. Один из главных администраторов компании, известной участием во многих союзах, менеджер, имеющий репутацию опытного и умелого в управлении союзными связями руководителя, говорит: «Если есть выбор, не вступайте в союзные отношения — менеджерам приходится тратить гигантскую энергию и силы на их поддержание». Впрочем, именно его компания не могла не вступать в союзные связи, потому что ее профилем были фундаментальные научные исследования и технологии. При такой специализации добиться чего—либо можно только за счет союзов с компаниями, работающими непосредственно на рынок. Перейти на страницу: 1 2

Другие материалы

Как и почему следует реорганизовать ТЭК Энергетическая политика в России имеет особое значение, поэтому от решений, принимаемых государством при определении ее курса, зависит очень многое. Немаловажен и выбор сценариев: энергетическая политика служит либо средством самосохранени ...

Теория общественно-экономических формаций и конвергенции идеологий в экономике Вместо предисловия "Привычка делает невидимым то, на чем основывается наше существование". ГЕГЕЛЬ "Чтобы найти истину, нужно освободиться от предвзятости и ранее усвоенных представлений". ДЕКАРТ Тысяч ...